издается с 1879Купить журнал

Как англичане вместо Индии нашли путь в Россию, объяснили в МГУ

19:28

Любопытный онлайн-проект "История торговли, или как торговля изменила мир" запустил исторический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Дважды в неделю в его рамках выходят онлайн-лекции научных сотрудников.

Ошибка Ченслера положила начало торговым отношением между Россией и Великобританией.

wikipedia.org

Ошибка Ченслера положила начало торговым отношением между Россией и Великобританией.

Так, на этой неделе лекцию на тему "Архангельск - окно в Европу. Как и чем торговали Россия и Европа до основания Петербурга" прочитал к.и.н. Михаил Калинин. Он отметил, что в XVII и начале XVIII веков Архангельск был главным российским морским портом, ключевым центром торговли с европейскими странами.

Однако путь из Европы в этот морской порт проходил вокруг Скандинавии, а найден он был фактически случайно. В этой связи Калинин рассказал о путешествии Ричарда Ченслера (около 1521 - 10 ноября 1556), английского мореплавателя, фактически и положившего начало торговым отношениям России с Англией. Ченслер хотел найти новый путь из Англии в Индию, а нашел путь в Россию

"Участник первой же английской северной экспедиции Ричард Ченслер, неожиданно для себя, летом 1553 года попал в Белое море, - пояснил Михаил Калинин. - И хотя Ченслер собирался найти путь в Индию и Китай, он не хотел отказываться от выгод вновь найденного беломорского торгового пути из Англии в Россию".

Ченслер вышел из Англии, обогнул Скандинавский полуостров, затем Кольский и далее прибыл на территорию, которая для англичан середины XVI века была неизведанной.

Английский мореплаватель прибыл туда, где впоследствии появился город Архангельск, который во многом и обязан своим появлением ошибке, допущенной Ченслером.

"Итак, Ченслер ошибается и вместо пути в Китай и Индию находит путь в Россию, - говорит Михаил Калинин. - Это мне напоминает историю Колумба, который по ошибке находит Америку, и, тем не менее, эта ошибка дает великолепные плоды".

Путь Ричарда Ченслера. Фото: hist.msu.ru

Ошибка Ченслера тоже дала великолепные плоды, поскольку при его участии была создана Московско-английская компания, ставшая монополистом в организации торговли между Россией и Великобританией. Она владела этой монополией вплоть до 1698 года, а сама компания существовала в России вплоть до революции 1917 года.

К тому же, в силу сложных геополитических обстоятельств того времени, единственной дорогой, по которой европейские, главным образом английские и нидерландские, купцы могли безопасно для себя напрямую торговать с Россией, стал путь вокруг Скандинавии к Белому морю.

"Именно на фоне шведской угрозы Российское правительство решило в 1583-1584 годах организовать основной торговый центр на Белом море, - отмечает Михаил Калинин. - И не на побережье Белого моря, а в устье Северной Двины, в 30 километрах от моря".

По его словам, российско-европейский торговый путь через Белое море сложился в эпоху великих географических открытий. Именно тогда, в середине XVI века, в умах европейских мореплавателей возникла идея отыскать северо-восточный проход в Индию и Китай.

"Почему европейцы искали пути в Индию и Китай на Русском Севере? Суть в том, что новые дороги к заветным островам пряностей, это современные Молуккские острова, к тому времени уже контролировали Испания и Португалия, которые поделили пополам между собой моря всего мира по Тордесильясскому договору 1494 года", - объясняет лектор.

Следовательно, англичане, которые шли бы к островам пряностей вокруг Южной Африки или Южной Америки, должны были платить таможенные пошлины. И хотя пробиться сквозь льды Северного Ледовитого океана в XVI и XVII веках было абсолютно невозможно, англичане решились на такое плавание, что и привело к ошибке, принесшей России много пользы.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться