К началу XVIII века в России не было точных картографических изображений и географических описаний многих регионов. Однако все изменилось с приходом к власти Петра I. Об этом в интервью изданию СО РАН "Наука в Сибири" рассказал к.и.н. Илья Шипилов, старший научный сотрудник Института истории СО РАН.
По его словам, на начало XVIII века наименее изученными были территории Сибири и Дальнего Востока, что мешало четко определить границы Российского государства. Причем данная проблема оставалась актуальной до конца XVIII века.
"Во-первых, формирующаяся Российская империя в течение столетия присоединяла к себе сибирские, дальневосточные и северотихоокеанские территории, - пояснил Илья Шипилов. - Это обуславливало подвижность не только водных, но и сухопутных границ государства.
Во-вторых, зарубежные географы, картографы и политические деятели часто подвергали новые границы сомнению. Многих удивляло, насколько далеко на восток простирается Россия".
До появления первых карт в России использовались географические чертежи, которые с XI по XVII века составляли так называемые землепроходцы - купцы, промышленники и служилые люди. В отличие от карт, на таких чертежах не было географической сетки, по ним нельзя было точно определить координаты.
Однако именно чертежи стали основой для появления первых карт, хотя первые примеры до сих пор вызывают удивление. Например, одной из самых известных первых карт является карта Семена Ремезова, созданная в конце XVII - первой четверти XVIII века.
Она дошла до наших дней, раритет хранится в коллекции Русского географического общества и даже имеет собственный сайт. Эта карта очень заинтересовала императора, но от привычных нам карт она заметно отличается.
Во-первых, на ней также отсутствует географическая сетка параллелей и меридианов, роль которых фактически исполняют нанесенные на карту реки. Во-вторых, эта карта имеет пометки, порой, вызывающие удивление. Например, на ней обозначено место, где якобы Александр Македонский стоял с ружьем…
"По форме и содержанию русский чертеж ближе к изобразительному искусству, как и средневековые европейские карты, - говорит Илья Шипилов. - Однако, в отличие от последних, он был реальным средством для ориентирования на местности".
Он также отмечает, что географические карты Российского государства и Сибири на самом деле существовали еще в XVII веке, но их авторами были европейские картографы, которые, как правило, ограничивались посещением Москвы и прилегающих местностей.
Урало-Сибирский регион они изображали по чертежам и описаниям русских землепроходцев, а также непроверенным устным сообщениям людей, никогда не бывавших на востоке страны. Эти карты были научными по форме, но неточными по содержанию. Но вскоре появились в России и собственные картографы.
"Разработка и применение научных методов картографирования в России связаны с именем академика Жозефа-Никола (Иосифа Николая) Делиля, организатора российской географической науки, - поясняет Илья Шипилов.
Этот ученый вместе со своими учениками и коллегами осуществил систематическую апробацию и внедрил в России две инновационные методики определения географических долгот: по наблюдениям за затмениями спутников Юпитера и за кульминационными высотами Луны".
Первую сложную технологию апробировал в ходе Второй Камчатской экспедиции геодезист и астроном-практик Андрей Красильников. По наблюдениям затемнений и выхода из тени спутников Юпитера он определил десять полных широтно-долготных пунктов: Томск, Киренский острог, Олекминский острог, Якутск, Юдомский крест, Охотск, Большерецкий острог, Петропавловскую гавань (Петропавловск-Камчатский), Енисейск и Ямышевскую крепость.
Вторая технология определения долгот получила в российской науке широкое практическое применение после экспедиции Жозефа-Никола Делиля в 1740 году в Берёзов, ныне это территория Ханты-Мансийского АО. Географические координаты академик рассчитывал по наблюдениям за Луной.
Методы Делиля перенимали его ученики и последователи, также картографированием занимались морские офицеры, в том числе Витус Беринг, Алексей Чириков и Мартин Шпанберг, составивший первые карты Курильских островов на научной основе. Кстати, эти карты до сих пор служат доказательством принадлежности островов России.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем