В эпоху палеолита посещения людьми сакральных пещер были кратковременными, что подтверждается отсутствием остатков повседневной еды. Вероятно, пещеры не служили им домом, а были священным местом для проведения церемониальных ритуалов.
Тайны поведения людей в пещерных святилищах эпохи палеолита раскрыл д.и.н. Владислав Житенев. Его отчет опубликован на сайте исторического факультета МГУ.
По словам ученого, сохранилось очень мало пещер с настенными изображениями, где было бы найдено достаточное количество следов деятельности человека. Но одним из таких памятников является Капова пещера на Южном Урале.
Она расположена на территории Государственного природного биосферного заповедника "Шульган-Таш" и является одним из наиболее известных памятников с монументальной палеолитической живописью в Европе.
"Среди представленных образов на стенах можно встретить таких ярких представителей фауны Ледниковой эпохи, как мамонт, шерстистый носорог, бизон, лошадь и, неожиданно, двугорбый верблюд. Особый интерес представляет фигура зооантропоморфа (существа, сочетающего в себе черты человека и животного, иногда - фантастического)", - сообщает Житенёв.
Возраст рисунков в этой пещере оценивается примерно в 17-19 тысяч лет. Открыты они были в 1959 году. К началу 1990-х годов было открыто уже около 50-ти явных изображений и их фрагментов.
"Основной массив изображений Каповой пещеры составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стертых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения", - отмечает исследователь.
В этом году пещеру обследовали участники Южно-Уральской археологической экспедиции, в которой приняли участие студенты и аспиранты исторического факультета МГУ. Они открыли новые "следы художественных практик на стенах", в том числе в местах, где ранее рисунков или их фрагментов не находили.
Некоторые из найденных следов представляют собой простейшие действия. Например, были обнаружены линии, проведенные пальцем. Интересно, что были найдены картины, которые стер древний художник, чтобы нарисовать поверх новые картины.
"Результаты многолетних археологических исследований в Каповой пещере позволили сделать выводы об особенностях использования подземного пространства, о символической и хозяйственной деятельности людей в эпоху верхнего палеолита, - пишет Житенев.
Важным методом ведения исследования является отношение к полу пещеры и к ее стенам, с нанесенными изображениями, как к культурному слою палеолитической эпохи".
По мнению ученого, посещения пещеры людьми были кратковременными. За долгие годы исследований в ее стенах не было найдено следов длительного пребывания, например, остатков повседневной еды.
А сохранившиеся следы пребывания человека в пещере свидетельствуют о том, что посещал он пещеру преимущественно для ритуальных действий. Так, здесь были найдены остатки очагов, угли от факелов, скопления красочного пигмента, вымостки из камней, фрагменты намеренно обломанных сталактитов и сталагмитов.
Также были обнаружены орнаментированные кости сурков и спрятанные кости животных и каменных орудий, украшения - из ископаемых раковин, серпентинита, бивня мамонта и зуба оленя. Вероятно, это были подношения богам.
"Важным источником информации для исследователей служат и изолированные от контекста культурного слоя отдельные предметы, кладики, следы манипуляций с костями животных, следы перемещения крупных камней, для чего требовались усилия не менее чем двух-трех человек. А ведь кто-то должен был еще и помогать с освещением подземного пространства", - резюмирует ученый.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем