18 ноября 1899 года родился Михаил Васильевич Водопьянов, один из самых знаменитых отечественных летчиков.
Известность пришла к нему после эпопеи по спасению челюскинцев, за которую он был удостоен звания Героя Советского Союза. Куда менее известна его работа в летном отряде газеты "Правда", за глаза прозванном "эскадрильей самоубийц". Он доставлял матрицы, с которых печатали тираж, в крупнейшие города страны.
"Слепые" посадки
Эти пилоты в 1931 году первыми учились летать по приборам при отсутствии прямой видимости. Главная газета страны должна прийти к читателю в срок! Однажды на маршруте в Ленинград в непроглядном тумане Водопьянов приземлился у железной дороги, остановил скорый поезд и передал матрицы с железнодорожниками.
Еще экстремальнее был первый испытательный полет Водопьянова в феврале 1934 года на самолете Р-5 по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский. В сильнейший снегопад самолет разбился на льду озера Байкал. Бортмеханик Серегин погиб, тяжелораненого и обмороженного пилота спустя несколько часов нашли железнодорожники. Сотрясение мозга, рваные раны головы, сломанная челюсть, семь выбитых зубов. Только на лице Водопьянова врачи наложили 36 швов…
Надо ли объяснять, почему с началом Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов стал добиваться зачисления в действующую армию, хотя, как знаменитый ас, имел бронь. Пришлось обращаться непосредственно к Сталину, чтобы получить назначение командовать 81-й дальнебомбардировочной авиадивизией.
Курс на Берлин!
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года самолеты Водопьянова участвовали во втором налете советской авиации на Берлин. И эта операция, в отличие от первого налета в ночь с 7 на 8 августа морской авиацией Балтийского флота, изобиловала форс-мажорными обстоятельствами.
К вылету удалось подготовить десять машин. Отбомбились по Берлину только шесть, а вернулись на свой аэродром лишь два самолета. Причем, два бомбардировщика были по ошибке сбиты своими же истребителями. Не вернулся домой и экипаж ТБ-7 под командованием комбрига Водопьянова. Удачно отбомбившись по германской столице, на обратном пути он попал под зенитный обстрел немцев. Пришлось совершить вынужденную посадку на территории уже оккупированной фашистами Эстонии.
Вторым пилотом в экипаже Водопьянова был эстонец Эндель Пусэп. Родившийся в выросший в Сибири, он знал эстонский язык. Это помогло летчикам через двое суток пути выйти к своим. Приказом наркома обороны СССР от 17 августа 1941 года комбригу Водопьянову была объявлена благодарность, но при этом он был снят с должности командира дивизии. Однако Водопьянов не был бы самим собой, если бы ушел из дивизии. Он продолжал летать простым командиром экипажа, хотя и в генеральском звании.
А закончил свой ратный путь осенью 1943 года из-за нелепой аварии: бортовой техник на взлете убрал шасси раньше времени. Серьезные травмы, четыре месяца в госпитале - и уже почти мирная командировка в Казань, где генералу предстояло принимать новые бомбардировщики.
Секретная операция в Арктике
После войны Михаил Васильевич ушел в отставку, но вскоре был задействован в особо секретной операции. В конце сороковых годов ядерное противостояние с США вынуждало активно заниматься вопросами подготовки ответного удара В том числе и создавая базы дальних бомбардировщиков на арктическом побережье Советского Союза. Во льдах Арктики, в том числе и в районе Северного полюса, намечалось создание "аэродромов подскока".
И снова экспериментальные взлеты и посадки - на сей раз стратегического бомбардировщика Ту-4 на ледовые аэродромы. За участие в этих испытательных полетах Михаил Водопьянов получил свой четвертый орден Ленина.
Он не угомонился до конца своей бурной жизни. Активно занимался литературной деятельностью, стал автором нескольких десятков книг и пьес. Скончался 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем