27 ноября 1939 года министр иностранных дел СССР В. М. Молотов выступил со следующим заявлением: "Вчера, 26 ноября, финская белогвардейщина предприняла новую гнусную провокацию, обстреляв артиллерийским огнем воинскую часть Красной Армии, расположенную в деревне Майнила на Карельском перешейке. В результате погибли один командир и 3 красноармейца, ранены два командира и 6 красноармейцев и младших командиров. Советское правительство требует наказания организаторов этой акции и расследования майнильского инцидента"1.
Лишь несколько лет назад этот тезис стал оспариваться. Из воспоминаний участников советско-финляндской войны явствует, что обстрел деревни Майнила - это провокация советских спецслужб.
Работая над документами 7-й армии и ее соединений, находившихся накануне войны на Карельском перешейке, автор начал задумываться над, казалось бы, абсурдным вопросом: а были ли на самом деле эти самые злополучные выстрелы?
Установив, что район Майнила занимал 68-й стрелковый полк 70-й стрелковой дивизии (далее - сд), заглянем в журнал боевых действий. На первой же странице написано: "26 ноября полк подвергся обстрелу белофиннов. Взорвалось 7 снарядов. Погибло 3 человека и ранено 62. Но в заявлении Молотова говорится о четырех убитых и восьми раненых. Настораживает и то, что все записи сделаны одной рукой. И это при том, что начальник штаба полка и его помощник, которые должны были вести дневник, за непродолжительный период менялись трижды.
Сомнения усилились, когда в руки попали оперативные сводки и донесения штаба 70-й сд и ее частей. В них аккуратно зафиксированы сведения о случайных выстрелах и обвалах землянок в октябре-ноябре 1939 года, но вот о выстрелах с финской стороны, равно как и о наличии на другой стороне артиллерии, почему-то ни слова.
Разведывательная сводка штаба 70-й стрелковой дивизии
№ 9
22 ноября 1939 г.
Наблюдательный пункт 68-го стрелкового полка. В ночь на 16 ноября в районе погранзнака № 82 у отдельного сарая замечено курение. По-видимому здесь имеется пост наблюдения. 16 ноября в 11.10 из кордона Яппинен в тыл прошла повозка с прессом в сопровождении двух велосипедистов. В 14.05 16 ноября из кордона Яппинен3 в тыл прошли 7 вооруженных солдат. 18 ноября в 10.00 из тыла к кордону подошла легковая машина и через 15 минут прошла обратно в тыл. У противотанкового рва в Яппинен установлен пост круглосуточного наблюдения в составе одного офицера и одного солдата.
19 ноября в 16.30 к кордону Яппинен из тыла подошел крытый автобус. 20 ноября из кордона Яппинен в тыл прошло 15 солдат. В 13.00 к указателю дорог Яппинен подошел большой 6-колесный санитарный автобус, на боках и сзади большие белые кресты. Автобус развернулся у указателя дорог и ушел обратно в тыл. 21 ноября в 11.10 из Таммиселькя в Яппинен прошли 16 солдат без оружия и в 12.35 вернулись обратно.
В 11.45 из кордона Яппинен в Таммиселькя прошли 8 солдат без оружия. Ежедневно замечается движение одиночных солдат и группами по 2-3 человека в районе Яппинен - Хяннила и Яппинен - Хаапала…
начальник штаба полковник Пименов
начальник 2-го отделения капитан Лозовой
По страницам газет
27 ноября почти все советские газеты синхронно опубликовали сообщение штаба Ленинградского военного округа "Наглая провокация финляндской военщины".
Весьма оперативно читателя познакомили и с нотой советского правительства по поводу "провокационного обстрела советских войск на Карельском перешейке финляндскими воинскими частями". В ноте, в частности, говорилось: "Советское правительство не намерено раздувать этот возмутительный акт нападения со стороны частей финской армии, может быть, плохо управляемых финским командованием. Но оно хотело бы, чтобы такие возмутительные факты впредь не имели места". Здесь же помещена была и ответная нота финляндского правительства. В ней отрицался факт обстрела советской территории, выражалось удовлетворение тем, что советское правительство не намерено раздувать этот инцидент, высказывалось пожелание возобновить прерванные переговоры.
Оперативные сводки штаба 19-го стрелкового корпуса
№ 168 к 8.00 26 ноября 1939 г.
1. Положение частей без изменений.
2. Температура воздуха - минус 6
7 градусов. Дороги проходимы.
№ 169 15.00 26 ноября 1939 г.
1. Изменений в частях корпуса нет.
2. Шоссейные дороги проходимы для движения всего транспорта. Грунтовые дороги удовлетворительны. Температура воздуха - минус 5-7 градусов.
№ 171 8.00 27 ноября 1939 г.
1. Положение частей корпуса без изменений.
2. Температура воздуха - минус 6- 8 градусов.
Начальник штаба 19 СК полковник Коптевский
Оперативные сводки штаба 70-й стрелковой дивизии
Положение частей дивизии прежнее. Изменений в оперативной сводке нет. 27 ноября 0.55. Изменений в оперативной сводке нет.
Температура воздуха минус шесть градусов.
Начальник штаба 70 СД полковник Пименов
Конечно, отталкиваясь только от этих данных, нельзя безоговорочно утверждать, что обстрела не было. Для подтверждения нашей точки зрения определенный интерес представляет следующий документ:
Как видим, ни 25, ни 26, ни 27 ноября никаких потерь полк не понес. Впрочем, не следует придавать "инциденту в Майнила" слишком большое значение. Война все равно бы началась. Ведь приказ о начале боевых действий против соседней страны был отдан за несколько дней до него.
По страницам газет
"Финляндское правительство боится выступать в своем парламенте. Зато премьер-министр Каяндер охотно выступил 23 января в концерте. Играла музыка, премьер говорил. Финляндскую буржуазию надо развлекать в её нынешнем тяжелом положении. Каяндер развлекал, как мог. Он обнаружил незаурядное дарование шута… Как шут, он кувыркался и говорил все шиворот-навыворот. Он стоял на голове и ходил на руках.
Он начал с того, что вытащил на арену портреты русских царей и стал отвешивать перед ними низкие поклоны. Он делал это серьезно и с умилением прирожденного холопа".
"Правда". 26 ноября 1939 г.
Боевой приказ № 2 19-го стрелкового корпуса
23 ноября 1939 г.
Черная Речка
1. Финская армия отмобилизовавшись, сосредоточилась к границе Карельского перешейка. На фронте корпуса выявлено до пехотной дивизии, 1-й и 2-й самокатные батальоны, до полка кавалерии, до трех щюцкоровских* рот.
Укрепленный рубеж на линии оз. Суванто-Ярви, река Вуоксен-Вирта, оз. Муола-Ярви, Хумалиоки занят гарнизонами.
На протяжении трех месяцев финнами на Карельском перешейке ведутся оборонительные работы. По имеющимся данным в районах Ахиярви, Вехмайс, кирка Кивенаппа, пос. Райвола созданы отдельные опорные пункты и построены противотанковые и противопехотные препятствия…
3. 19-й стрелковый корпус ударом в направлении кирки Кивенаппа уничтожает противостоящие части финнов, не допуская их отхода на основной укрепленный район, овладевает опорными пунктами: Риихи-Сюрья, кирка Кивенаппа, пос. Райвола, Териоки, в дальнейшем направлении наступает в направлениях кирка Муола, Пэрк-Ярви**.
7. ДЕНЬ ПЕРЕХОДА В НАСТУПЛЕНИЕ БУДЕТ УКАЗАН ОСОБО.
Командир 19 стрелкового корпуса военный комиссар Комдив Стариков
полковой комиссар Багнюк
начальник штаба корпуса полковник Коптевский5
- * Щюцкор - финская военизированная организация. В период советско- финляндской войны из членов щюцкора формировались войсковые части.
- ** Муола-ярви - ныне оз. Глубокое, Райвола - ныне пос. Рощино Зеленогорского района Ленинградской области, Териоки - ныне г. Зеленогорск, Мустамяки - ныне ст. Горьковская на железной дороге С.-Петербург- Выборг.
Что же касается бойцов и командиров 68-го стрелкового полка, дислоцировавшегося в деревне Майнила, то о том, что их "обстреляли финские белобандиты", они узнали, скорее всего, тоже из газет.
- 1. Правда 27 ноября 1939 г.
- 2. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34980. Оп. 12. Д. 150. Л. 1.
- 3. Яппинен - населенный пункт на бывшей советско-финляндской границе, расположенный напротив Майнила.
- 4. РГВА. Ф. 34980. Оп. 10. Д. 1095. Л. 37, 42, 106, 130.
- 5. Там же. Д. 1060. Л. 29-30.
Публикация и комментарии Павла Аптекаря "Выстрелов не было" впервые напечатаны в журнале "Родина" №12 за 1995 год. На сайте журнала публикуется впервые
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем