издается с 1879Купить журнал

Следы катастрофы Первой мировой войны нашли в Ирландском море

04 декабря 2024

Исследователи из Бангорского университета обнаружили место гибели британского корабля HMS Stephen Furness, затонувшего в 1917 году в Ирландском море. Об этом рассказывает Phys.org со ссылкой на статью исследователей.

Открытка с изображением HMS "Стивен Фернесс" .

wikipedia.org

Открытка с изображением HMS "Стивен Фернесс" .

13 декабря 1917 года "Стивен Фернесс" был торпедирован немецкой подводной лодкой UB-64. Корабль шел в Ливерпуль для ремонта, когда был атакован. Он затонул всего за три минуты, и из более чем 100 членов экипажа выжили только 12 человек - они спаслись, цепляясь за импровизированный плот, а спустя два часа их подобрал траулер.

После войны командир UB-64, капитан-лейтенант Вальтер Гуде, указал примерное место потопления, но точные координаты долгое время оставались неизвестными.

Используя усовершенствованные методы идентификации затонувших кораблей, исследователи из Бангорского университета - команда проекта "Unpath'd Waters" - смогли точно локализовать обломки корабля примерно в десяти милях от восточного побережья Северной Ирландии.

Исследователи проанализировали данные многолучевого гидролокатора и исторические документы, включая планы судна и военный дневник UB-64. Одно из затонувших судов соответствовало размерам "Стивена Фернесса" и находилось в нескольких километрах от места, указанного командиром UB-64.

Ранее считалось, что это останки шведского грузового судна "Майя", также торпедированного в этом районе годом позже. Но данные гидролокатора и архивные свидетельства говорят о том, что более вероятный кандидат на роль "Майи" находится в нескольких милях к югу, а в этой точке покоится "Стивен Фернесс".

Однако открытие не ограничивается лишь местом катастрофы. Исследователи также разгадали загадку, как тела жертв кораблекрушения оказались на побережье Северного Уэльса спустя месяц после трагедии. С помощью численного моделирования, обычно используемого для прогнозирования движения загрязняющих веществ, команда смогла реконструировать морские условия того времени, что подтвердило их теорию о дрейфе тел.

Модель воссоздала условия на поверхности моря и наметила вероятные пути дрейфа жертв. Результаты практически полностью совпали со временем и местоположением тел, выброшенных на берег, что убедительно доказывает точность этого метода.

Модель, созданная на основе данных многолучевого гидролокатора, иллюстрирующая место крушения. Фото: theconversation.com

"Это не просто научное открытие, это шаг вперед в понимании морских процессов и их влияния на исторические события," - отметил один из руководителей проекта.

Проект также подчеркивает важность сохранения морского культурного наследия. Около 40% затонувших кораблей в водах Великобритании остаются неопознанными, и такие исследования помогают не только в их идентификации, но и в понимании экологической роли затонувших судов как искусственных рифов.

"Мы надеемся, что наши методы помогут в будущем раскрыть множество других морских тайн, - говорят исследователи. - Это не только история, это часть нашего культурного и экологического наследия".

Открытие не только проливает свет на одну из загадок Первой мировой войны, но и демонстрирует новые возможности в области морской археологии.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться