Исследователи из Университета Флиндерса, похоже, раскрыли тайну гибели корабля Голландской Ост-Индской компании, который пропал у побережья Австралии в 1712 году.
Как сообщает Phys.org, речь идет о судне под названием "Зюйтдорп", которое принадлежало Голландской Ост-Индской компании. Десятки лет исследователи спорят о причинах его гибели.
До последнего времени наиболее достоверной считалась версия о том, что корабль потерпел крушение из-за действий его командования и экипажа. Считалось, что подвела плохая навигация.
Однако новая версия, опубликованная в журнале Journal of Maritime Archaeology, предполагает, что экипаж был не виноват, а к катастрофе привела плохая погода.
Авторы научной статьи, доктор Рууд Стелтен и профессор Венди ван Дейвенворде, свое исследование базируют на данных судовых журналов. Кроме того, они изучили климатические условия того периода времени, когда произошла катастрофа, и применили современные картографические и навигационные данные. Все вкупе позволило воссоздать картину произошедшего.
"Зюйтдорп" затонул в 1712 году, но место его крушения было обнаружено только в 1927 году. Остатки корабля лежат на дне океана примерно в 60 километрах к северу от прибрежного города Калбарри на западе Австралии.
Идентифицировать судно удалось в 1958 году. До тех пор "Зюйтдорп" считался бесследно исчезнувшим. Было известно только то, что оно следовал маршрутом из голландского порта Флиссинген в Батавию, ныне это Джакарта. До места назначения судно так и не дошло, пропав где-то в море.
"С тех пор, как место крушения "Зюйтдорпа" было идентифицировано, было выдвинуто множество теорий относительно того, как произошло крушение судна, включая плохую навигацию или несчастный случай, но, несмотря на ряд археологических исследований, точные обстоятельства гибели судна остаются неясными", - говорит доктор Стелтен.
Наиболее популярная теория гласит, что команда не знала точно, где находится корабль, поэтому береговая линия Австралии могла появиться перед моряками внезапно. Однако анализ современных карт и сравнение их с данными судовых журналов того времени показали, что офицеры "Зюйтдорпа" обладали достаточным объемом картографической информации.
"Экипаж отметил многочисленные предупреждающие знаки о приближении судна к берегу и принял различные меры, чтобы избежать столкновения, поэтому теория о внезапном и неожиданном столкновении с берегом является маловероятной", - говорит профессор Венди ван Дейвенворде.
А вот свидетельства того, что судно могло попасть в мощный шторм, исследователям найти удалось. По их мнению, наиболее вероятным сценарием является то, что судно намеренно приблизилось к побережью Австралии, и было выброшено на скалы штормом.
"Крушение "Зюйтдорпа" произошло не из-за отсутствия навыков или информации, а из-за непредсказуемой природы моря", - резюмируют авторы статьи.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем