Два автомобиля, которые представлены в исторической коллекции ГУП "Пассажиравтотранс" (он относится к федеральному Комитету по транспорту), получили статус памятника науки и техники России.
Как сообщили в Комитете, такое решение принял экспертный совет Политехнического музея. Памятниками стали два сохранившихся образца моделей ЗИЛ - автобус малого класса ЗИЛ-Э118 и автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102. Оба раритета находятся в Экспозиционно-просветительском центре истории автотранспорта Ленинграда. В нынешнем году их передали из собрания "Молодцов Мотор" в рамках сотрудничества между выставочными центрами.
К разработке ЗИЛ-Э118 на предприятии приступили в 1959 году. Первый опытный экземпляр увидел свет в 1962-ом. Это был новаторский для того времени автобус: сборка велась исключительно вручную, по качеству она не уступала западным аналогам. Уникальный дизайн разработал член Союза художников СССР Эрик Сабо. Автомобиль вызвал большой интерес у производителей разных стран.
До 1970 года было собрано всего 20 экземпляров ЗИЛ-Э118, из которых на сегодняшний день сохранились всего два.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 спроектировали во второй половине 1980 годов для главы государства Михаила Горбачева. Это была замена устаревшим лимузинам семейства ЗИЛ-4104.
ЗИЛ-4102 стал первым советским автомобилем с независимой задней подвеской и несущим кузовом, где были применены элементы из композитного материала. Это делало машину легкой и маневренной. Модель для того времени была высокотехнологичной: имела систему климат-контроля и бортовой компьютер, который воспринимал речевые команды на русском.
Представленный в коллекции ЗИЛ-4102 - единственный образец последней базовой модели автомобилей, сохранившийся до наших дней. В серию машина не пошла, хотя хорошо зарекомендовала себя на испытаниях. Эксперты называют ЗИЛ-4102 вершиной инженерной мысли своего времени и уникальным образцом для изучения.
В декабре 2023 года памятником науки и техники России был признан автобус ЗИЛ-155Г. Это последняя и технически самая совершенная модификация массовой модели ЗИС-155, которая выпускалась на заводе с 1949 по 1957 год.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем