Судно на подводных крыльях "Метеор" - один из символов Советского Союза - стало победителем в голосовании, которое проводил Банк России на своем сайте. Теперь "Метеор" будет изображен на купюре в 1000 рублей.

к/ст "Мосфильм"
Судно на подводных крыльях "Метеор" проходит мимо затопленного храма в бывшем селе Крохино на реке Шексне. Кадр из фильма "Калина красная".
Онлайн-голосование проходило с 29 ноября. "Метеор" сразу вышел в лидеры и не упускал первое место до самого финиша. Всего в голосовании приняло участие около 700 тысяч человек.
Сейчас на тысячной купюре изображены достопримечательности Ярославля. А новая банкнота посвящена посвящена Приволжскому федеральному округу. Соответственно, символ выбирали из достопримечательностей этого региона. "Метеор" набрал 147 894 голоса, Дворец земледельцев в Казани - 131 501 голос, Саратовский автомобильный мост через Волгу 115 066 голосов.
- Теперь дело за художниками Банка России и Гознака. Им предстоит создать композицию из символов, которым люди отдали предпочтение, и при этом увязать эти символы с защитными элементами, - приводит слова главы Банка России Эльвиры Набиуллиной пресс-служба учреждения.
Итоговый вариант, который станет основой для новой банкноты, выберет уже Совет директоров Банка России. Новую купюру представят в конце 2025 года.
Изначально предполагалось, что на обновленной купюре появится Нижегородский и Казанский кремль. Но если на башне Сююмбике был изображен полумесяц, то на Благовещенском храме почему-то не оказалось крестов. Хотя, например, на "ярославской тысяче" кресты прорисованы четко. В итоге выпуск обновленной купюры приостановили в прошлом году. А в новом голосовании предпочли отказаться от религиозных сооружений. Но сторону с нижегородской башней - оставили.

А Татарстан так или иначе все равно оказался связан с новой тысячной купюрой, ведь сейчас "Метеоры" производят именно здесь, в Зеленодольске, на заводе имени Горького.
Первые же суда на подводных крыльях спроектировал великий конструктор Ростислав Алексеев. Это благодаря ему судьба "Метеора" сложилась счастливо. В советское время было построено более трех сотен таких теплоходов. "Метеоры" экспортировались во многие страны мира, эти суда можно встретить на наших реках и за границей и сейчас.
Правда, с развалом Советского Союза фактически прекратился и выпуск судов на подводных крыльях. Из советских еще заготовок в начале 2000-х в Зеленодольске изготовили последние суда - для Китая.
Лишь недавно отрасль стала выпускать обновленные суда на подводных - "Валдай". А в 2021-м в Зеленодольске изготовили модернизированные "Метеоры" для "Северречфлота", который занимается пассажирскими перевозками на дальние расстояния по Иртышу и Оби.

Примечательно, что директором зеленодольского завода сейчас является Александр Филиппов. Более 20 лет назад он, тогда простой рабочий, собирал те самые последние "советские" "Метеоры" для китайцев.
Если "Валдай", который собирают в Нижнем Новгороде, - фактически модернизированный старый-добрый "Метеор", то "Метеор-120Р-1" из Зеленодольска многие специалисты называют новым этапом в российском судостроении.
И все-таки до легендарных "Метеоров", которые мы и сейчас можем видеть на реках, в кино, а вскоре еще и на самой ходовой купюре, им, кончено, еще далеко.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем