издается с 1879Купить журнал

80 лет Анастасии Вертинской - одной из красивейших актрис советского кино

08:00

О поэтической загадочности и природной грациозности внешнего облика Анастасии Вертинской писали многие отечественные кинокритики. Зарубежная пресса называла ее "Вивьен Ли советского экрана". А зрители и поклонники считали одной из красивейших актрис советского кино. Все эти лестные характеристики более, чем справедливы, стоит лишь раз увидеть Вертинскую в роли Ассоль в фильме "Алые паруса" или в роли Гуттиэры в фильме "Человек-амфибия". "Неземное" качество ее внешности влюбляет в себя и покоряет с первого взгляда. Но помимо фантастической красоты, природа наделила актрису большим талантом. Подтверждение тому - роли, сыгранные ей в театре и кино.

Студентка Высшего театрального училища им. Щукина Анастасия Вертинская на занятиях по актерскому мастерству. 1964 г.

ТАСС/Валерий Генде-Роте

Студентка Высшего театрального училища им. Щукина Анастасия Вертинская на занятиях по актерскому мастерству. 1964 г.

Актриса и народная артистка РСФСР Анастасия Александровна Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве в семье знаменитого поэта, исполнителя песен и актера Александра Вертинского, вернувшегося в СССР после долгой эмиграции. Ее мать - Лидия Циргвава - была художницей и киноактрисой. Свое детство Анастасия провела вместе со старшей сестрой Марианной в квартире на улице Горького, 14 (сегодня Тверская). Сестры росли, окруженные родительской любовью и заботой. Им дали отличное образование. Особенно углубленно девочки занимались музыкой и изучали иностранные языки.

Анастасия Вертинская хотела стать балериной, но в балетную труппу ее не взяли. И она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Судьба же уготовила ей совсем иное призвание. Все началось в 1960 году. Тогда режиссер Александр Птушко искал актрису на главную роль в фильме "Алые паруса". Пришедшая на пробы в спортивном костюме и с короткой стрижкой Вертинская режиссеру сначала не понравилась. Но после того, как были сделаны пробные снимки в платье и с длинным париком, Птушко понял, что эта девочка с выразительной внешностью идеально подходит на роль.

Вертинская раньше никогда не занималась актерским мастерством, даже театральных кружков не посещала. И сразу же попала на съемки киноленты с участием таких метров отечественного кинематографа, как Василий Лановой, Иван Переверзев и Олег Анофриев. Позднее Вертинская призналась: "Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить". Помогал начинающей актрисе Александр Птушко и другие члены съемочной группы. Поскольку опыта озвучки у Вертинской пока тоже не было, в фильме ее озвучила актриса Нина Гуляева. "Алые паруса" успешно вышли в отечественный прокат. За первый год картину посмотрели 23 миллиона зрителей.

Статус Анастасии Вертинской как восходящей кинозвезды упрочил вышедший в 1961 году фильм по одноименному роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Режиссерами картины стали Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев. А Вертинская сыграла в нем возлюбленную Ихтиандра - Гуттиэре.

Съемки проходили в Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку. Специально для фильма Вертинская брала уроки подводного плавания у чемпиона СССР Рэма Стукалова. В итоге, она смогла нырять на большую глубину без акваланга и погружаться в ледяную воду без дублеров.

"Человек-амфибия", несмотря на неоднозначную реакцию критиков, стал в 1962 году лидером кинопроката и получил на Международном фестивале фантастического кино в Италии премию "Серебряный астероид".

После окончания школы в 1963 году Анастасия Вертинская со второй попытки поступила в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, где к этому времени уже училась ее старшая сестра. Однокурсник и будущий муж Вертинский Никита Михалков вспоминал: "Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится… бог знает где".

Будучи еще студенткой, Вертинская сыграла Офелию в фильме Григория Козинцева "Гамлет" (1964). Об этой роли мечтали многие актрисы. Анастасии Александровне удалось создать на экране яркий, выразительный образ и не потеряться на фоне легендарного Иннокентия Смоктуновского, сыгравшего Гамлета. Роль Офелии стала для Вертинской поворотной. С этого момента она точно знала, что хочет стать актрисой.

Анастасия Вертинская в роли Офелии на съемках фильма "Гамлет". 1964 г.
Анастасия Вертинская в роли Офелии на съемках фильма "Гамлет". 1964 г. Фото: РИА Новости/В. Блиох

Дальше была роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир" (1966-1967). Со сложной и необычной задачей режиссера - представить "маленькую княгиню" как большую трагическую фигуру - Вертинская справилась блестяще.

После окончания Щукинского училища Анастасия Вертинская свой первый театральный сезон 1967-1968 годов провела в театре им. Вахтангова. Затем перешла в "Современник", где проработала до 1980 года. В "Современнике" ее ключевыми ролями стали Раневская в постановке "Вишневого сада" Чехова и Оливия в "Двенадцатой ночи" Шекспира. Своим главным учителем в театре Вертинская всегда называла Олега Ефремова, с которым они проработали двенадцать лет - сначала в "Современнике", затем во МХАТе.

Одним из больших сценических достижений Вертинской в театре стала роль Эльмиры в мольеровском "Тартюфе". Его поставил во МХАТе в 1981 году режиссер театра и кино Анатолий Эфрос. Он, восхищенный работой Анастасии Александровны в "Тартюфе", предложил ей на выбор любую из двенадцати пьес. Актриса выбрала "Бурю" Шекспира. Она была поставлена Эфросом в помещении Пушкинского музея. Вертинская сыграла в пьесе две роли: Просперо и Ариэля. Критики отмечали, что актриса стала "знаком красоты" этого спектакля.

Сцена из спектакля "Тартюф". Анастасия Вертинская в роли Эльмиры и Станислав Любшин в роли Тартюфа. 1982 г.
Сцена из спектакля "Тартюф". Анастасия Вертинская в роли Эльмиры и Станислав Любшин в роли Тартюфа. 1982 г. Фото: РИА Новости/Александр Макаров

Но одухотворенная красота и аристократическая внешность Вертинской в большинстве случаем не помогали, а мешали актрисе получить роль. Порой, ей даже приходилось себя искусственно "упрощать": рисовать веснушки, стричься под горшок, запихивать в нос вату, чтобы тот казался шире. Но даже эти уловки не делали ее "героиней из народа". В одном из интервью Вертинская рассказывала, что у нее были большие перерывы в работе, поскольку "время требовало других героинь - румяных и веселых активисток".

В 1989 году Анастасии Александровне предложили преподавать актерское мастерство в Оксфордском университете. Вертинская согласилась и проработала за рубежом больше 10 лет. Но потом вернулась в Россию. Актрисе сложно было долго находиться вдали от Родины: "Когда я надолго задерживаюсь по работе за границей, я иногда даже заболеваю… но очень хорошо знаю, что в тот момент, когда автомобиль от Шереметьево поворачивает на МКАД, на этом повороте я выздоравливаю".

В 1994 Вертинская сыграла Маргариту в фильме "Мастер и Маргарита", снятому режиссером Юрием Карой по великому роману Булгакова. Анастасия Александровна "обошла" на пробах многих известных актрис - Елену Майорову, Веру Сотникову, Анну Самохину, Ирину Алферову. Но судьба у фильма оказалась не слишком счастливой. Долгие 17 лет он не выходил в прокат. А когда вышел - ни критиков, ни зрителей картина не восхитила.

Во второй половине 1990-х Вертинская попробовала себя в качестве ведущей двух авторских программ на телевидении - "Золотое сечение" и "Другие берега". Активную сценическую деятельность актриса завершила в начале 2000-х. С тех пор она с удовольствием занимается благотворительностью, восстанавливает творческое наследие своего отца и публикует его мемуары.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться