Исследователи из Института истории материальной культуры РАН опубликовали в журнале Antiquity результаты очередного сезона раскопок в так называемой Долине Царей расположенной на территории Республики Тыва. Среди наиболее интересных находок ученые отмечают "призрачных всадников".
Краткий отчет об исследовании появился на сайте Института истории материальной культуры РАН. Раскопки проводились при поддержке Русского географического общества на скифском кургане Туннуг 1 - это уникальный памятник, находящийся в пойме реки Уюк.
Археологи раскопали захоронения 18 лошадей, которые уже включены в топ-10 главных археологических открытий года по версии ведущего научно-популярного журнала Archaeology Magazine.
Как следует из описания, останки лошадей представлены в виде трех скоплений, рядом с которыми были также раскопаны останки нескольких человек. Плохая сохранность останков затруднила проведение лабораторных исследований. И все же ученым удалось определить пол 10 животных - все они оказались самцами.
Определить удалось и возраст, анализ показал, что большинству из них было от девяти до 15 лет. Лошадей принесли в жертву, причем жертвоприношение было произведено непосредственно на кургане.
Остатки древесины, найденные при раскопках, позволили предположить, что для жертвоприношения на платформе соорудили некую конструкцию, на которую и уложили животных. Они были снаряжены, остатки снаряжения обнаружились поблизости. Анализ предметов упряжи дополнительно указал на связь данного захоронения с древнейшими конными культурами Монголии.
Исследователи также пишут, что найденные останки напоминают жертвенных "призрачных всадников", описанных Геродотом в его труде о скифских погребальных ритуалах V века до нашей эры.
"Призрачные всадники" по Геродоту - это вертикально установленные тела людей и коней, принесенных в жертву на вершине кургана царя скифов. Древнегреческий историк также писал, что жертвенных лошадей украшали элементами упряжи из бронзы и клыков кабана, и это описание вполне подходит к сделанным находкам.
Не только Геродот, но и другие греческие авторы в свое время подробно описали аспекты экономики и культуры скифов, проживавших на окраинах Понтийско-Каспийской степи.
И в наше время археологи все чаще проводят параллели между историческими скифами и конными культурами первого тысячелетия Алтая и Южной Сибири, хотя их разделяло расстояние в полконтинента.
"Со временем термин "скиф" стал обозначать более широкое культурное и археологическое явление, которое в общих чертах определяется через ассоциацию с конским снаряжением, оружием и предметами, украшенными в зверином стиле", - поясняют исследователи.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем