В Дальневосточном художественном музее Хабаровска с большим успехом проходит выставка "Маленькое путешествие в большой Китай", посвященная 75-й годовщине образования Китайской Народной Республики.
Старинные изделия из керамики и бронзы, традиционный фарфор, предметы одежды и быта, изделия гончаров 17-20 веков соседствуют в экспозиции с современными произведениями китайской пейзажной живописи и каллиграфии. Глаза разбегаются! Но посетители неизменно задерживаются у стендов с фарфоровыми изделиями. Ведь китайские мастера положили начало не только современному фарфору, но и основным принципам эстетики утилитарного, превратив бытовое искусство в высокое, передав в своих работах суть связи природы и человека и одухотворив обыденные вещи.
И много веков назад, и в наши дни умельцы из Поднебесной органично сочетали в своем творчестве национальную технику и зарубежные мотивы. Вот и сегодня во многих популярных туристических центрах, будь то шикарный Дворец инвалидов с гробницей Наполеона в Париже или камерная этнографическая деревня на японском острове Окинава, вся за редчайшими исключениями керамическая сувенирная продукция изготовлена китайскими мастерами. А на хабаровской выставке сразу цепляет взгляд фигура японского самурая, изготовленная полтора столетия назад!
Тем не менее, самую значительную часть древнекитайского культурного наследия составляет бронзолитейное искусство, достойно представленное на выставке. Бронзовый сплав считался драгоценным металлом, из которого изготавливались предметы роскоши, церемониальная и литургическая утварь, погребальный инвентарь знати, подношения храмам и подарки. Даже малообеспеченные семьи старались приобрести хотя бы несколько бронзовых сосудов, которые, став главными семейными ценностями, нередко передавались по наследству от поколения к поколению.
Но, пожалуй, самым любопытные остановки в "Маленьком путешествии по большому Китаю" - у экспонатов, связанных с искусством китайской каллиграфии. Письменность Китая - одна из древнейших в мире, и сегодня здесь пользуются практически той же системой иероглифов, что пять тысяч лет назад. Древнее искусство создания уникальных художественных композиций из иероглифов и их начертаний - сущность китайской культуры и предмет гордости. По трудности изучения этот язык занимает первое место в мире. И не удивительно: письменность состоит из 60 тысяч иероглифов!
Ну а каллиграфия, искусство изображения слов - ключ к пониманию менталитета китайского народа. Ведь это не просто средство общения, горизонтальные и вертикальные линии, которые наносятся одним ровным движением. Феномен китайской каллиграфии в том, что она является выражением внутреннего мира художника. Ее можно назвать живописью, настолько сильно она воздействует на зрителя разнообразием стилей и богатством форм.
Китайская живопись и каллиграфия - сестры. Не случайно каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником. А "Четыре драгоценности ученого" - до сих пор обязательные предметы для образованного человека в Китае. Без кисти, бумаги, туши и тушечницы не обходятся ни поэты и художники, ни каллиграфы и ученые.
Выставка в Хабаровске - не только о красоте и разнообразии традиционного китайского искусства, но и о важности культурного сотрудничества, необходимости знать и понимать художественный язык близких соседей.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем