Первый этап реставрации иконы XIX века "Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским" начал Государственный исторический музей.
Икона находилась в часовне у Спасских ворот Московского Кремля и на протяжении многих лет считалась утраченной.
"Исторический музей начал первый этап реставрации уникальной иконы XIX века "Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", находящейся в храме Василия Блаженного (Покровском соборе)" - передает ТАСС.
Икона, имеющая непосредственное отношение к главной башне Московского Кремля, в настоящее время передана в реставрационные мастерские ВХНРЦ им. Грабаря. Реставраторы начали исследования с отбора проб и укрепления красочного слоя иконы. Они проводят микробиологический анализ для выявления плесени, рентгенографию живописи, антисептирование деревянной основы и ее живописной поверхности.
Кроме того, специалисты приступили к пробной расчистке авторской живописи на различных участках произведения.
Сотрудники Исторического музея полагают, что в Покровском соборе в настоящее время находится именно почитаемый список с иконы Спаса Смоленского, которая располагается над Спасскими воротами Московского Кремля.
"Начатые исследования позволят окончательно подтвердить наше предположение о том, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века. Часовня находилась в ведении священников Покровского собора, которые ежедневно служили в ней молебны, заботились об украшении и поновлении святынь.
Обстоятельства появления этого образа в Покровском соборе до конца не ясны. Возможно, это произошло после сноса часовни у Спасской башни в 1925 году", - передает пресс-служба музея слова генерального директора ГИМ Алексея Левыкина. Образ Спаса Смоленского отличается значительными размерами (215 на 140 см), а также выразительностью письма.
Иконописец изобразил благословляющего Спасителя с раскрытым Евангелием в левой руке; на переднем плане - коленопреклоненные святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Реставрация осуществляется при поддержке Международного общественного фонда содействия духовному и нравственному возрождению современного общества "Фонд апостола Андрея Первозванного".
Сюжет этой иконы неоднократно повторялся. Вот что говорится в справке к иконе, также находящейся в коллекции ГИМ располагавшейся также на башне - на Фроловских - позднее Спасских воротах Кремля: "Вероятно, первая икона или фреска Спаса с припадающими святыми и ангелами с орудиями страстей была помещена над Фроловскими воротами Московского Кремля в память о взятии Смоленска 1 августа 1514 г. Скорее всего, на Фроловских воротах Спаситель был изображен с припадающими к Его стопам женами-мироносицами. Этот образ, дополненный ангелами с орудиями Страстей Господних, видимо, ассоциировался с праздниками Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Креста Господня, на день которых (1 августа) и пришлось взятие Смоленска.
Очевидно, что образ не мог включать преподобных Сергия и Варлаама, так как чудо, послужившее основанием для помещения этих святых в композицию, произошло позднее - в 1521 г., когда к Москве неожиданно подошли объединенные крымско-казанские отряды под предводительством хана Махмет-Гирея. Царь Василий III Иоаннович укрылся в Волоколамске, ожидая подкрепления. В это страшное время, согласно "Повести о нашествии Махмет-Гирея", слепая старица Вознесенского монастыря "видела", как уходят из Кремля повелением Господа и Его Пречистой Матери, разгневанных за грехи на жителей Москвы, русские святители, взяв с собой палладиум Московской Руси - Владимирскую икону Божией Матери. Покровителей города "умолили" вернуться преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Благодаря заступничеству святых Махмет-Гирей покинул Москву без боя. Тем не менее были разорены города и села, взяты в плен тысячи христиан.
Видимо, вскоре образ на Фроловских воротах был видоизменен: на нем были написаны припадаюшие к ногам Спасителя святые Сергий и Варлаам. Этот образ стал одной из самых чтимых московских святынь, а Флоровские ворота в 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича переименовали в Спасские, соответственно, и сама башня получила новое название6. Едва ли не самое раннее описание этой надвратной иконы есть в сочинении Павла Алеппского о путешествии патриарха Антиохийского Макария в Россию в середине XVII в. После 1917 г. образ на Спасской башне был замурован. В 2010 г. при реставрации Спасских ворот стенопись с изображением Спаса Смоленского, которая считалась утраченной, была раскрыта и реставрирована.
Древнейший, датируемый серединой - третьей четвертью XVI в. образ Спаса Смоленского с этими преподобными находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. В кремлевском произведении сделан акцент на искупительной жертве, отсюда изображение ангелов с орудиями Страстей Господних; этот же смысловой оттенок несут текст на Евангелии и указующий жест Христа".
Вот как описывал эту икону в 1904 году священник Иоанн Кузнецов: "...В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благословляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит Евангелие... К стопам Спасителя припали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись "Бог". Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи..."
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем