Обладающий правильными моральными ориентирами главный герой советского спортивного кино отличался приятными внешними данными и атлетичной в целом фигурой, которая, однако, не демонстрировалась нарочито. К такому выводу пришла к.и.н. Виктория Календарова из Всероссийской академии внешней торговли.
Статья исследователя вышла в журнале "Вестник культурологии". В ней на примере первых советских спортивных фильмов о футболе "Вратарь" и "Центр нападения" исследуются специфические особенности визуальной репрезентации советского спорта в игровом кино второй половины 1930-х - 1940-х годов.
Как пишет автор, спортивные занятия уже в 1920-е годы стали частью советской социальной пропаганды, рождающей визуальные образы успешных советских физкультурников и спортсменов. При этом путь спорта в советский кинематограф, "самое массовое из искусств", оказался довольно долгим.
"До середины 1930-х годов советские киноэкраны еще не знали ни одного фильма на спортивную тематику, - пишет Виктория Календарова. - Ситуация меняется, когда благодаря растущему постепенно количеству международных контактов советских спортсменов актуализируется возможность использовать победы на стадионах, в том числе и как метод демонстрации успехов Советского Союза".
В этой связи потеплело отношение советского руководства к футболу, который в первые послереволюционные годы не финансировался и подвергался критике за излишнюю эмоциональность.
Но именно футбол стал темой первого полнометражного игрового спортивного фильма в СССР. В 1936 году на киноэкраны вышел фильм "Вратарь", снятый по сценарию Льва Кассиля. Как отмечает исследователь, визуальные образы советских футболистов в этой картине имеют ряд специфических черт.
По сюжету, главного героя фильма - Антона Кандидова, ловко ловившего арбузы при погрузке, замечают игроки заводской футбольной команды. Антона пригласили в Москву, трудоустроили на заводе и доверили ему место вратаря в футбольной команде.
"Кандидов, настоящий народный герой из глубинки, открытый и простодушный, ловит арбузы на волжских просторах, а потом прибывает в Москву символично одетым в широкую вышитую рубаху, скрывающую пропорции тела, - следует из научной статьи. - Кинообраз Антона передает силу, природную ловкость и мощь представителя мужской половины простых советских тружеников".
В Москве Кандидов, пережив ряд личностных трансформаций на пути к правильному восприятию спортивных успехов, лишь дополняющих главную задачу советского человека - успешный труд на производстве, становится столичной футбольной звездой.
Особенное значение имеет и образ одного из главных комических персонажей фильма, инженера Карасика, который подчеркнуто не спортивен внешне, являясь мишенью постоянных шуток. Однако это не помешало создателям фильма возвысить образ Карасика: именно он в критический для команды момент вышел в одиночестве на футбольное поле, спасая коллектив от технического поражения. Он же, травмированный, вскочил с носилок и побежал отдавать голевую передачу.
"Таким образом, фильм демонстрирует ситуации, в которых сила духа советского спортсмена-любителя, чувство товарищества, стремление к победе, и даже вдохновение, вспыхнувшее в результате ласковых слов любимой девушки, могут быть сильнее и значимее, чем физические данные, тренированность и атлетизм", - к такому выводу приходит исследователь.
Неспортивный Карасик предстает во "Вратаре" не менее любимым персонажем, уравнивающим шансы простого человека стать героем и "поймать" свой момент славы благодаря верным нравственным ориентирам, помогающим ему в жизни и борьбе.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем