В Москве завершили реставрацию фасадов клуба фабрики "Свобода" на Вятской улице. Это одно из самых известных столичных творений архитектора Константина Мельникова. С помощью одной только формы, без использования декоративных элементов, он создал выразительное и максимально функциональное здание. Клуб имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Как уточняется на официальном сайте мэра и правительства Москвы, реставраторы демонтировали современные пристройки, убрали с него облицовку, антресоли и балконы, раскрыли ранее заложенные окна, а также укрепили фундамент. Фасадам была возвращена историческая тройная расцветка (белый, коричневый, серый), которая дает эффектный контраст больших остекленных плоскостей и кирпичной кладки с оштукатуренными поверхностями различной фактуры. Работа велась по архивным чертежам, зарисовкам и фотографиям.
В настоящий момент ведутся работы в интерьерах: реконструируются исторические напольные покрытия и лестницы, помещения переустраивают под современное использование. Комплексная реставрация памятника завершится этой весной.
Проект необычного клуба начали разрабатывать в 1927 году, когда правительство страны утвердило план строительства подобных объектов на четыре года. Предполагалось, что в Москве возведут 30 рабочих клубов, в том числе для трудящихся фабрики "Свобода". Это мыльно-косметическое производство, которое было создано на базе старейшей в России парфюмерной фабрики товарищества "А. Ралле и Ко".
Изначально здание было спроектировано как зауженный по краям стеклянный цилиндр с боковыми кубообразными корпусами, двумя изогнутыми пандусами и башней-пилоном. Внутри должен был располагаться зрительный зал на тысячу мест с дневным освещением, которое давало ленточное остекление стен.
Константин Мельников предложил уникальную систему трансформации, благодаря которой помещение превращалось в многофункциональное пространство. Его можно было разделить опускающейся перегородкой на две части. С одной стороны был театральный зал со сценой, со второй - кинозал с кинематографической будкой и экраном. Вдоль стен предполагалось поместить трибуны, а под полом партера устроить 40-метровый бассейн.
Но после того, как строительство началось, стало понятно, что некоторые идеи архитектора воплотить в жизнь в то время технически было невозможно. С 1928 по 1931 год, пока возводили здание, проект корректировался. Центральная часть стала граненой, на первом этаже разместился вестибюль с гардеробом и фойе, на втором и третьем - двусветный зрительный зал с раздвижной стеной. К клубу примкнул корпус для спортивных занятий.
Как рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов, за 95 лет существования клуб фабрики "Свобода" пережил несколько перестроек. Первую, самую масштабную, провели в послевоенные годы - тогда объект назвался Дом культуры имени Максима Горького. Открытые внешние лестницы вместе с площадкой и подвижной перегородкой разобрали, окна зрительного зала и вертикальное остекление северного фасада заложили кирпичом. Фасады покрасили в нейтральный охристый цвет, над главным входом повесили барельеф Горького и его рельефный автограф. В зрительном зале также заложили окна, разобрали трибуны, изменили конфигурацию сцены и потолка.
К началу 2000-х годов техническое состояние здания сильно ухудшилось. В 2002-м был разработан проект его реставрации, который предполагал восстановление всех его утраченных элементов. В 2004-2006 годы работы по фасадам были выполнены с небольшими отхождениями от проекта, а внутренней отделке, вопреки предложениям реставраторов, придали черты ренессанса и барокко.
Нынешние работы по восстановлению и сохранению клуба начались в мае 2023 года.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем