Максим Исаакович Дунаевский - автор музыки к более, чем 60 фильмам и мультфильмам, среди которых всем известные "Д'Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль…", "Карнавал", "Мэри Поппинс, до свидания!", "Летучий корабль" и многие-многие другие.
Родился будущий прославленный композитор 15 января 1945 года в Москве. Сын композитора Исаака Дунаевского и балерины Зои Пашковой до 1961 года носил фамилию матери, а в графе "отец" стоял прочерк - брак родителей не был официально зарегистрирован.
Профессии родителей захватили Максима Исааковича в свой творческий круговорот еще с раннего детства: с 5 лет он много времени проводил в театре и занимался музыкой. Но полюбил это занятие не сразу. Композитор признавался, что изначально "без особого удовольствия садился за рояль, хотя побренькать, поимпровизировать любил с детства… Без учителя, без палки". В то время Дунаевскому ближе был спорт: большой теннис, баскетбол, футбол (любовь к теннису он сохранил на всю жизнь).
Видя, что сын не проявляет тяги к музицированию, отец поступил мудро - настаивать не стал, и Максим Исаакович рояль забросил. Но ненадолго. Композитор так рассказывает о поворотном в его творческой судьбе эпизоде: "Я занялся музыкой только тогда, когда сам посчитал нужным. Это было уже после смерти отца, когда мне исполнилось 10 лет. Тогда в доме наступила тишина. И, наверное, это эмоциональное потрясение сыграло свою роль - меня действительно сознательно потянуло. Тогда я сказал маме, что хочу быть музыкантом".
В 1965 году Максим Дунаевский окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. А в 1970-м - Московскую государственную консерваторию по классу композиции. В разные годы его педагогами были известные советские композиторы Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Альфред Шнитке.
Дунаевский мог бы стать композитором, пишущим академическую музыку. Ведь его первыми произведениями были симфонии, кантаты для хора, сонаты и циклы романсов. Но после знакомства со студенческим театром МГУ "Наш дом" Марка Розовского, Ильи Рутберга и Альберта Аксельрода Максим Исаакович стал писать для сцены, а позже - для кино и эстрады. Дунаевский, кстати, стал музыкальным руководителем этой студии в 1964 году и оставался им вплоть до ее закрытия в 1969-м.
С 1969 по 1974 год Дунаевский был дирижером Театра имени Евгения Вахтангова. В этот период он написал музыку для спектакля Марка Розовского "Три мушкетера", премьера которого состоялась в Московском театре юного зрителя. Тогда же Дунаевский начал создавать музыку для фильмов. Его первыми работами в кино стали "Синие зайцы, или Музыкальное путешествие" режиссера Виталия Аксенова (1972) и "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" Ролана Быкова (1974).
Непродолжительное время Максим Исаакович работал главным дирижером и музыкальным руководителем Московского Мюзик-холла. В 1977-м он, совместно с музыкантом Марком Айзиковичем, основал ансамбль ВИА "Фестиваль", исполнявший музыку на стыке эстрады и рока. Ансамбль просуществовал 13 лет.
Настоящая всесоюзная известность пришла к Дунаевскому в 1979 году. Тогда на экраны страны вышел трехсерийный фильм "Д'Артаньян и три мушкетера". В киноленте звучали песни, написанные композитором еще для спектакля Марка Розовского, который выступил и сценаристом фильма.
На этом "дружба" Дунаевского с мушкетерами не закончилась. Он написал музыку к нескольким продолжениям: "Мушкетеры 20 лет спустя" (1992), "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя" (1993) и "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" (2009).
В 1981-1985 годах Максим Дунаевский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного эстрадного оркестра РСФСР. Затем - музыкальным руководителем Театра-студии музыкальной драмы под управлением композитора и театрального режиссера Юрия Шерлинга.
За свою долгую карьеру композитора Максим Исаакович успел посотрудничать с такими поэтами, как Леонид Дербенев, Наум Олев, Илья Резник, Роберт Рождественский, Юрий Энтин. Песни Дунаевского вошли в репертуар Михаила Боярского, Николая Караченцова, Дмитрия Харатьяна, Любови Успенской, Игоря Наджиева, Ларисы Долиной, Татьяны Булановой и многих других.
После распада Советского Союза Дунаевский уехал в США, где прожил почти восемь лет. Там он продолжал писать музыку к фильмам, а также работал в русскоязычной газете и на телевидении, где освещал события культурной жизни. Там же Максим Исаакович написал для Николая Караченцова 10 песен на стихи Ильи Резника. Они вошли в альбом актера "Моя маленькая леди", записанный в Лос-Анджелесе.
После возвращения в Россию Дунаевский продолжил сотрудничество с отечественными режиссерами. Композитор написал музыку к известным сериалам "Граница. Таежный роман" и "Утесов. Песня длиною в жизнь". А на телеканале "Культура" вел программу об оперетте "С легким жанром!". На сцене Театра Российской армии Максим Исаакович поставил мюзикл "Любовь и шпионаж" с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.
Во многих интервью Дунаевский подчеркивает, что ему очень повезло, ведь он обладает способностью писать музыку быстро. И такая фантастическая плодотворность композитора - тому подтверждение.
В 2006 году Максиму Исааковичу было присвоено звание "Народный артист Российской Федерации". А в 2019-м за вклад в развитие отечественной культуры и искусства он был награжден орденом Почета.
В 2015 году Дунаевский стал художественным руководителем Московской областной филармонии и председателем жюри музыкального телевизионного конкурса "Новая звезда". Обладающий поистине "музыкальным сердцем" Максим Исаакович в 2021 году возглавил жюри российской национальной премии и фестиваля "Музыкальное сердце театра".
Дунаевский также является академиком Российской национальной киноакадемии "Ника" и входит в Гильдию композиторов кино Союза кинематографистов.
Несмотря на такое разнообразие сфер деятельности, сочинительство для Максима Исааковича всегда оставалось на первом месте. Одной из своих самых любимых работ он назвал мюзикл "Мэри Поппинс, до свидания!", где в роли "самого совершенства" снялась Наталья Андрейченко - в то время супруга композитора. Вообще личная жизнь Дунаевского не менее насыщенна, чем творческая. Недавно композитор женился в восьмой раз.
А секрет "долгожительства" песен Дунаевского, пожалуй, наиболее точно сформулировал теоретик музыки Владимир Дашкевич: "Максим - очень мелодичен. И основная его сила в богатстве интонаций. Мало кто замечает эту удивительную емкость интонационную. И из-за этого его песни такие долгоживущие и такие энергетически сильные".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем