издается с 1879Купить журнал

Истребитель врезался в дом, уходя от падения на завод с тысячами рабочих

14:09

50 лет назад в районе немецкого города Котбус произошла авиакатастрофа с участием истребителя МиГ-21 ВВС ГДР. Самолет с отказавшим двигателем врезался в жилой дом, погибли семь человек - в том числе летчик.

Самолет врезался в фасад пятиэтажного панельного дома на улице Шмельвицер.

Wikimedia Commons

Самолет врезался в фасад пятиэтажного панельного дома на улице Шмельвицер.

Пилотировал истребитель 33-летний майор Петер Маковичка. Руководитель полетов трижды приказывал ему катапультироваться, но летчик остался в кабине. Под ним были жилые районы Котбуса, а впереди - большой текстильный комбинат. Дело было утром и на предприятии находились несколько тысяч рабочих.

МиГ-21, снижаясь, пролетел над крышами комбината - летчик целил в пустырь позади него. Но не дотянул: в 10:15 по местному времени самолет врезался в фасад пятиэтажного панельного дома - типа нашей "хрущевки" - на улице Шмельвицер. Истребитель вошел в дом прямо над подъездом, между вторым и третьим этажами, и застрял. Хвостовая часть осталась торчать из фасада.

Топливо в баках МиГ воспламенилось, начался пожар. Погибли шестеро женщин: пятеро в своих квартирах, одна в больнице - от отравления угарным газом. Спасаясь от огня, многие жители дома выпрыгивали из окон - выход с верхних этажей был заблокирован горящим самолетом, - 16 человек поломали себе руки и ноги. Здание пылало от подвала до четвертого этажа, тушили пожар 300 спасателей, полицейских и военных.

Майор Маковичка сгорел в кабине. Посмертно летчика наградили боевым орденом "За заслуги перед народом и отечеством" в золоте и другими регалиями. Наверное, это единственный случай в истории армии ГДР, когда военного так обильно поощрили за невыполнение приказа.

Надо отдать должное немецким строителям - через два дня после ЧП дыру в доме заделали, о трагедии напоминала лишь свежая штукатурка, повторяющая контур самолета. "Хрущевка" в Котбусе стоит до сих пор и странное пятно на фасаде по-прежнему заметно.

А причиной авиакатастрофы стала халатность аэродромных техников и невнимательный осмотр истребителя перед вылетом. Расположенный в нише шасси люк осмотра лопаток первой ступени компрессора двигателя был закрыт неправильно: из 36 винтов его крышки до правильного положения закрутили только 4. При выпуске шасси их срезало, крышка люка улетела в небо. Это привело к срыву потока воздуха в компрессор и остановке двигателя.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться