издается с 1879Купить журнал

Легендарные иллюстрации Булатова и Васильева выставили в Мультимедиа Арт Музее

08:01

В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открыта выставка "Чудесное путешествие", посвященная классикам российского и мирового современного искусства - Эрику Булатову и Олегу Васильеву. Будучи единомышленниками в искусстве, тридцать лет - с 1959 по 1989 годы - они проработали в плодотворном тандеме в знаменитом издательстве "Малыш", где проиллюстрировали больше сотни детских книг. Не одно поколение читателей выросло на их рисунках.

Екатерина Якушева

В "Малыш" (издательство "Детский мир" до 1963) Булатова и Васильева, недавно окончивших Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, привел в конце 1950-х выпускник того же вуза Илья Кабаков. К тому времени он уже профессионально занимался иллюстрацией детских книг. Кабаков им, как вспоминал Булатов, "преподал первые уроки иллюстраторской премудрости" в сфере литературы для детей.

Но основные представления об иллюстрировании книг вообще художники почерпнули у своего главного учителя - выдающегося графика Владимира Фаворского. Именно его идеи развивали Булатов и Васильев, когда приступали к оформлению детской книги как к конструированию целостного художественного проекта. Эрик Владимирович четко сформулировал творческий метод, которого они придерживались на протяжении долгих лет: "увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца". Ведь действие в книге развивается непрерывно, а значит и иллюстрации к ней должны быть не разрозненным набором картинок, а, наоборот, помогать поддерживать единство художественного повествования.

Причем особое внимание художники-иллюстраторы уделяли оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, "действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой". На открывшейся в МАММ выставке, помимо 180 оригинальных рисунков и самих книжных изданий, показаны как раз и эти миниатюрные изображения, обрамляющие текст. Булатов и Васильев были убеждены, что именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила "закулисная жизнь".

Пространство выставочного зала разделено таким образом, чтобы зритель, переходя между сериями рисунков, "путешествовал" от одной сказки к другой. Вот перед нами до сих пор прекрасно известные каждому малышу "Игрушки" Агнии Барто, а рядом - уже позабытый авторский сборник Валентина Берестова "Робот шел из дома в дом". Представлены на выставке и иллюстрации к произведениям участников Лианозовской группы - творческого объединения поставангардистов - Игоря Холина и Генриха Сапгира. Но особенной ностальгией в сердцах посетителей экспозиции откликаются рисунки Васильева и Сабурова к сказкам Шарля Перро - "Золушка", "Спящая красавица", "Красная шапочка", "Кот в сапогах", а также великолепные иллюстрации к "Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями" шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Сельмы Лагерлеф.

Выставка "Чудесное путешествие" ценна еще и тем, что, помимо бури ностальгических чувств ("а ведь и у меня была такая книга, я помню эти картинки!"), напоминает современному зрителю о ярком художественном феномене, каким была советская детская литература 1960-1980-х годов. В то время написанием детских книг занимались, в том числе, талантливые поэты андеграунда, наследующие новаторской поэтике обэриутов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского. А оформляли издания для дошкольного и младшего школьного возраста выдающиеся художники. Эрик Булатов и Олег Васильев - среди них.

Э. Булатов, О. Васильев. Иллюстрации к книге В. Берестова "Птица неба не боится"
Э. Булатов, О. Васильев. Иллюстрации к книге В. Берестова "Птица неба не боится" Фото: Екатерина Якушева

Для представителей неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка, но и пространством творческой свободы. Поскольку искусство для детей не так жестко подвергалось цензуре. В итоге, для художников-концептуалистов это стало прекрасной площадкой экспериментов по поиску новых форм изобразительного языка и созданию уникальных художественных миров.

Как раз такие миры и создавали Эрик Булатов и Олег Васильев. В этом не остается сомнений, стоит только увидеть их работы в большом объеме, в каком они представлены на выставке. При всей самобытности стиля, мастера иллюстрации в своем творчестве осмысляли опыт художественной культуры конца XIX-XX веков. В их рисунках к сказкам Шарля Перро встречаются узорчатые виньетки и кулисные композиции, характерные для мирискусников - Александра Бенуа, Константина Сомова, Евгения Лансере, а в "Новых словах" Сапгира и "Месяц за месяцем" Холина - авангардные эксперименты с плоскостью и пространством. Булатов и Васильев обращались даже к стилистике анимации Уолта Диснея, оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию. Особенно это видно в иллюстрациях к "Красной шапочке" Перро.

Насколько гармоничными и целостными были проекты художников по иллюстрированию книг для детей, настолько же композиционно завершенной получилась и выставка, прекрасная в лаконичности своего оформления. В экспозиционном зале много воздуха. Небесно-голубой цвет стен невольно отсылает зрителя к наивным детским голубым мечтам, полным радости и ожидания чуда. А фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева усиливают ощущение того, что сказка покинула книжные страницы и пришла в реальный мир.

Э. Булатов, О. Васильев. Рисунки для книги М. Стельмаха "Как журавель собирал щавель". 1974 год
Э. Булатов, О. Васильев. Рисунки для книги М. Стельмаха "Как журавель собирал щавель". 1974 год Фото: Екатерина Якушева

Отрадно, что экспозиция пользуется популярностью не только у взрослых. На рисунки почти полувековой давности с интересом смотрят и дети. Шедевры Булатова и Васильева до сих пор формируют визуальную культуру подрастающего поколения.

Выставка "Чудесное путешествие" в МАММ продлится до 16 февраля 2025 года. По адресу: Москва, ул. Остоженка, 16.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться