В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открыта выставка "Чудесное путешествие", посвященная классикам российского и мирового современного искусства - Эрику Булатову и Олегу Васильеву. Будучи единомышленниками в искусстве, тридцать лет - с 1959 по 1989 годы - они проработали в плодотворном тандеме в знаменитом издательстве "Малыш", где проиллюстрировали больше сотни детских книг. Не одно поколение читателей выросло на их рисунках.
В "Малыш" (издательство "Детский мир" до 1963) Булатова и Васильева, недавно окончивших Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, привел в конце 1950-х выпускник того же вуза Илья Кабаков. К тому времени он уже профессионально занимался иллюстрацией детских книг. Кабаков им, как вспоминал Булатов, "преподал первые уроки иллюстраторской премудрости" в сфере литературы для детей.
Но основные представления об иллюстрировании книг вообще художники почерпнули у своего главного учителя - выдающегося графика Владимира Фаворского. Именно его идеи развивали Булатов и Васильев, когда приступали к оформлению детской книги как к конструированию целостного художественного проекта. Эрик Владимирович четко сформулировал творческий метод, которого они придерживались на протяжении долгих лет: "увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца". Ведь действие в книге развивается непрерывно, а значит и иллюстрации к ней должны быть не разрозненным набором картинок, а, наоборот, помогать поддерживать единство художественного повествования.
Причем особое внимание художники-иллюстраторы уделяли оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, "действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой". На открывшейся в МАММ выставке, помимо 180 оригинальных рисунков и самих книжных изданий, показаны как раз и эти миниатюрные изображения, обрамляющие текст. Булатов и Васильев были убеждены, что именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила "закулисная жизнь".
Пространство выставочного зала разделено таким образом, чтобы зритель, переходя между сериями рисунков, "путешествовал" от одной сказки к другой. Вот перед нами до сих пор прекрасно известные каждому малышу "Игрушки" Агнии Барто, а рядом - уже позабытый авторский сборник Валентина Берестова "Робот шел из дома в дом". Представлены на выставке и иллюстрации к произведениям участников Лианозовской группы - творческого объединения поставангардистов - Игоря Холина и Генриха Сапгира. Но особенной ностальгией в сердцах посетителей экспозиции откликаются рисунки Васильева и Сабурова к сказкам Шарля Перро - "Золушка", "Спящая красавица", "Красная шапочка", "Кот в сапогах", а также великолепные иллюстрации к "Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями" шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Сельмы Лагерлеф.
Выставка "Чудесное путешествие" ценна еще и тем, что, помимо бури ностальгических чувств ("а ведь и у меня была такая книга, я помню эти картинки!"), напоминает современному зрителю о ярком художественном феномене, каким была советская детская литература 1960-1980-х годов. В то время написанием детских книг занимались, в том числе, талантливые поэты андеграунда, наследующие новаторской поэтике обэриутов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского. А оформляли издания для дошкольного и младшего школьного возраста выдающиеся художники. Эрик Булатов и Олег Васильев - среди них.
Для представителей неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка, но и пространством творческой свободы. Поскольку искусство для детей не так жестко подвергалось цензуре. В итоге, для художников-концептуалистов это стало прекрасной площадкой экспериментов по поиску новых форм изобразительного языка и созданию уникальных художественных миров.
Как раз такие миры и создавали Эрик Булатов и Олег Васильев. В этом не остается сомнений, стоит только увидеть их работы в большом объеме, в каком они представлены на выставке. При всей самобытности стиля, мастера иллюстрации в своем творчестве осмысляли опыт художественной культуры конца XIX-XX веков. В их рисунках к сказкам Шарля Перро встречаются узорчатые виньетки и кулисные композиции, характерные для мирискусников - Александра Бенуа, Константина Сомова, Евгения Лансере, а в "Новых словах" Сапгира и "Месяц за месяцем" Холина - авангардные эксперименты с плоскостью и пространством. Булатов и Васильев обращались даже к стилистике анимации Уолта Диснея, оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию. Особенно это видно в иллюстрациях к "Красной шапочке" Перро.
Насколько гармоничными и целостными были проекты художников по иллюстрированию книг для детей, настолько же композиционно завершенной получилась и выставка, прекрасная в лаконичности своего оформления. В экспозиционном зале много воздуха. Небесно-голубой цвет стен невольно отсылает зрителя к наивным детским голубым мечтам, полным радости и ожидания чуда. А фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева усиливают ощущение того, что сказка покинула книжные страницы и пришла в реальный мир.
Отрадно, что экспозиция пользуется популярностью не только у взрослых. На рисунки почти полувековой давности с интересом смотрят и дети. Шедевры Булатова и Васильева до сих пор формируют визуальную культуру подрастающего поколения.
Выставка "Чудесное путешествие" в МАММ продлится до 16 февраля 2025 года. По адресу: Москва, ул. Остоженка, 16.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем