издается с 1879Купить журнал

Исторический музей показывает уникальную коллекцию дагеротипов Карла Петера Мазера

11:49

В Парадных сенях Главного здания Государственного Исторического музея с 21 января по 24 февраля 2025 года проходит специальный показ дагеротипов, автором которых был шведский художник и дагеротипист Карл Петер Мазер (1807-1884).

К. П. Мазер. Портрет неизвестной молодой женщины. 1851-1852 гг.

Екатерина Якушева

К. П. Мазер. Портрет неизвестной молодой женщины. 1851-1852 гг.

Дагеротип - это фотография на металлической пластине, покрытой тонким слоем серебра, фактически представляющая собой серебряное зеркало. Процесс получил свое название в честь одного из своих изобретателей - французского художника декоратора Луи Жака Манде Дагера.

Инфоповод у мини-выставки "Дагеротипъ Мазеръ" более чем примечательный: в прошлом году ГИМ приобрел еще один, ранее неизвестный дагеротип работы Мазера, датированный 1851-1852 годом. До этого момента он хранился в личном рабочем архиве выдающегося историка искусства и коллекционера Ильи Зильберштейна (1905-1988). На изображении - неизвестная молодая женщина, а на обратной стороне паспарту сохранилась бумажная этикетка дагеротипного заведения Мазера в Москве. Эта уникальная вещь стала девятым по счету произведением фотографии авторства Мазера в коллекции Исторического музея. Открывшаяся экспозиция дает зрителям возможность увидеть все девять дагеротипов, семь из которых широкой публике демонстрируются впервые.

Карл Петер Мазер - замечательный график и живописец - жил и работал в России с 1838 по 1854 год. Он, в отличие от многих других иностранных фотографов, которые приезжали в нашу страну уже состоявшимися мастерами, стал фотографом именно в России. А точнее - в Ярославской губернии, в поместье своего друга помещика Корсакова, куда Мазер был приглашен в качестве учителя рисования. Дагеротипия изначально была его хобби. Но со временем, в отличии от живописи, это хобби стало приносить художнику постоянный доход.

Во время пресс-брифинга заместитель генерального директора по фондовой работе Марина Чистякова подчеркнула, что "коллекцией дагеротипов могут похвастаться далеко не все музеи. А Исторический музей может. Его собрание является самым большим в мире государственным собранием так называемых русских дагеротипов, то есть созданных на территории России. Мы храним 315 предметов. И, конечно, одна из жемчужин нашей коллекции - дагеротипы авторства Карла Петера Мазера. Большая удача, что мы можем и сегодня продолжать расширять свое собрание. Ведь дагеротипия - редкий вид искусства, существовавший совсем непродолжительный период времени - с 1839 по 1860-е годы". Последний раз у ГИМа была возможность пополнить коллекцию достойным произведением с известным происхождением в 2016 году.

Дагеротипия занимает особое место в истории возникновения и эволюции фотографии. Она стала первой успешной фотографической техникой. Каждый дагеротип - уникальный памятник истории и культуры, поскольку одной из особенностей технологии его производства является отсутствие принципа тиражности изображений.

"Сложно себе представить, - рассказывает заведующая мастерской реставрации фотодокументов Исторического музея Маргарита Далибандо - но слой серебра, который наносился на медную пластину, составлял приблизительно одну пятую часть от толщины человеческого волоса. А слой изображения, который выстраивался на этой серебряной поверхности, и того меньше - одну пятисотую". Именно тонкость слоя изображения давала ему колоссальное разрешение. Этот эффект ощутит каждый, кто посмотрит на дагеротипное изображение той самой, запечатленной Мазером, неизвестной молодой женщины, во много раз увеличенное для рекламного плаката выставки. Четко видны мельчайшие детали кружева, складки юбки, "рельеф" рук модели. И даже не верится, что этому изображению уже 175 лет.

В тонкости изобразительного слоя и самое большое достоинство, и самый большой недостаток дагеротипа. Он настолько уязвим для любого воздействия, что требует особо бережного отношения. Чтобы избежать повреждений и утрат, дагеротипы монтировались в паспарту, затем под стекло (кейс) и далее - в футляры и в рамы. Но даже несмотря на такие внушительные меры предосторожности дагеротипы оставались слишком хрупкими. Большинство из них, по разным причинам, было утрачено еще в XIX веке.

А "русских дагеротипов" сохранилось вообще немного. Поэтому введение в научный оборот каждого нового произведения дагеротипии - яркое событие в истории культуры.

В мастерской Исторического музея был снят документальный фильм, посвященный процессу реставрации новоприобретенной дагеротипной пластины. Впервые широкой публике показано, как проходит химическая очистка изображения.

Работы по восстановлению дагеротипа должны проводиться максимально аккуратно, поскольку велика вероятность безвозвратной утраты изображения. На Западе даже существует мораторий на реставрацию дагеротипов. Но отечественные специалисты обладают уникальной технологией многоступенчатой очистки изображения, которая не наносит ему вреда.

Этот документальный фильм можно посмотреть на сайте музея.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться