Журнал "Исторический вестник" опубликовал отрывок из очерка подполковника Владимирова под названием "Февральская революция в Кронштадте", завершенного им 28 июля 1953 года в бразильском Пиражу. Целиком очерк будет опубликован в предполагаемом полном издании мемуаров Владимира Владимирова, над которым сейчас ведется работа.
Отрывок из воспоминаний очевидца событий в Кронштадте представили к.и.н. Владимир Хутарев-Гарнишевский из Московского государственного института культуры и юрист Арсений Жданов из Московской областной коллегии адвокатов.
Исследователи поясняют, что первые 30 из 44 машинописных листов очерка посвящены событиям, происходившим в Кронштадте с 18 февраля 1917 года, кода были получены сведения о возможных революционных волнениях, по 18 марта, когда Владимиров выехал из Кронштадта в Петроград.
Воспоминания Владимирова оказались довольно детальными и эмоциональными, хотя в них встречаются некоторые неточности. Владимиров вспоминал, что ночь с 27-го на 28 февраля он провел без сна, сидя на диване в кабинете.
"Состояние духа было подавленное, главным образом от неизвестности: что же делается в Ставке и почему не принимаются меры со стороны правительства к подавлению беспорядков, и ни Главный командир порта, ни командующий флотом не получают никаких распоряжений, - писал Владимиров.
В следующий день 28-го февраля осведомители сообщили, что прибыл из Петербурга один из главных агитаторов не то партии социалистов-революционеров, не то социал-демократов, студент Психоневрологического института по фамилии Рошаль, который призывает к восстанию сегодня ночью".
Со слов Владимирова, первыми выйти на улицу должны были артиллеристы, а затем и флотские части. Студент Рошаль призывал сейчас же освободить всех заключенных из тюрем, дабы усилить революционные ряды.
"Начало выступления в 12 часов ночи сего 28 февраля, - вспоминал Владимиров. - На стоящие в порту суда тоже посланы делегаты с распоряжениями и воззваниями о присоединении к восставшим. С этими сведениями и полученными от осведомителей и от портовых рабочих я отправился к адмиралу Вирену".
Вирену Владимиров посоветовал "уйти сейчас же из дома Главного командира [порта] по возможности незаметно и не показываться дня два-три". Предупредил его, что ночью готовится восстание и что в портовых мастерских никто не работает, а идут разные митинги. Адмирал не внял совету - Владимиров пишет, что Вирен остался в доме, где и был убит ночью.
На самом деле адмирал Вирен был схвачен дома, но убит на Якорной площади Кронштадта, отмечают публикаторы.
"Я сел в кабинете на диване в ожидании событий, - писал Владимиров. - На улицах в округе была зловещая тишина. Эта страшная ночь, "ночь кошмарных ужасов" и до сих пор стоит перед моим мысленным взором".
Исследование биографии и деятельности Владимирова тормозило отсутствие информации о нем после ареста в 1925 году. Только в конце 2023 года в Бахметевском архиве Колумбийского университета нашлись его бумаги: мемуары, состоящие из 22 исторических очерков, личные письма, фотографии, документы дореволюционного и советского периода.
Лишь недавно удалось установить, что 11 ноября 1925 года после продолжительных допросов сотрудниками ОГПУ Владимиров вышел из Дома предварительного заключения в Ленинграде под подписку о невыезде и скрылся. В ночь с 26 на 27 декабря он при помощи проводника перешел советско-эстонскую границу недалеко от Нарвы, затем добрался до Бразилии и поселился в местечке под названием Пиражу - курортном пригороде Сан-Паулу.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем