издается с 1879Купить журнал

Истребитель совершил идеальную посадку без пилота

02 февраля 2025

2 февраля 1970 года истребитель ВВС США Convair F-106 Delta Dart совершил идеальную посадку на поле после того, как его пилот катапультировался. На земле тоже никто не пострадал - если не считать психики полицейских и фермеров, которые полтора часа наблюдали за необъяснимыми маневрами неуправляемого самолета

Начиналось все рутинно. Истребитель под управлением лейтенанта Гари Фауста поднялся в небо для отработки воздушного боя 2х2. На высоте 12,5 километра самолет вошел в плоский штопор.

Пилот разными способами пытался вернуть машину в штатный режим - даже раскрыл тормозной парашют, - но ничего не помогало. Наконец, на высоте 4600 метров летчик катапультировался.

Работа реактивных двигателей катапультного кресла, изменение центровки опустили нос машины и она перешла в горизонтальный полет. Наблюдавший за происходящим летчик другого истребителя сообщил по радио висевшему под парашютом Фаусту: "Тебе бы лучше вернуться в кабину..."

Другие участники тренировки передали на базу координаты приземления Гари и улетели. Улетел и его собственный самолет. Фауст мог замерзнуть на просторах Монтаны - день был морозный и солнечный, - но его спасли индейцы на аэросанях.

Превратившийся в беспилотник истребитель продолжил полет. И спустя некоторое время, слегка задрав нос, совершил идеальную посадку на засаженном люцерной поле неподалеку от городка Биг-Сэнди. Более того - уже двигаясь по земле, самолет повернул на 20 градусов вправо и вписался в проем между двумя каменными изгородями. Если бы в кабине находился летчик, он не выполнил бы этот маневр лучше.

На место происшествия примчался шериф, хозяин поля и зеваки. Двигатель истребителя продолжал работать на холостом ходу. Фонарь кабины отсутствовал. Шериф забрался на крыло и заглянул в кабину. Там бодро перемигивались огоньки, радар сканировал заснеженную люцерну.

В это время самолет двинулся вперед, прополз немного и снова встал. Шериф соскочил, как ошпаренный, и принялся наблюдать. Тепло от работающего двигателя растопило снег, в котором увяз фюзеляж, Convair продвинулся вперед и снова застрял. Так повторилось еще несколько раз.

Полицейский связался с авиабазой. Военные посоветовали ничего не предпринимать и дождаться, пока самолет выработает топливо. Действительно, через 1 час и 45 минут двигатель замолчал и самолет успокоился.

Когда приехали техники, F-106 подняли с земли и осмотрели, выяснилось, что самолет получил минимальные повреждения: немного подралась обшивка, бортовые системы не пострадали. "Будь тут аэродром, он мог бы улететь своим ходом", - заметил один из инженеров.

Аэродрома не было. Delta Dart разобрали, по частям погрузили на трейлеры, отвезли на железнодорожную станцию и на поезде доставили на авиабазу. Там отремонтировали и снова вручили Гари Фаусту. Тот летал на "умном истребителе" до 1979 года.

После списания самолет передали в Национальный музей ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон, Огайо.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться