В отечественной историографии и в массовом сознании под столыпинскими реформами имеются в виду прежде всего аграрные преобразования. Между тем источники, на наш взгляд, свидетельствуют, что столыпинское правительство имело планы системных преобразований, затрагивавших все сферы жизни России. Цикл публикаций, подготовленный журналом "Родина" и Фондом изучения наследия П. А. Столыпина призван показать разносторонность и широкий охват реформ, направленных на достижение в стране стабильности, на создание условий для свободного труда и устойчивого развития, то есть объективно отвечавших интересам населения.

Фотограф Его императорского величества К. Е. фон Ган . Альбом фотографических снимков Петра Столыпина
П. А. Столыпин при представлении Николаю II крестьянских депутаций от Юго-Западного края. Киев, 30 августа 1911 года.
На наш взгляд, второстепенное значение имеет то, какие из предложенных реформ удалось реализовать. При оценке Петра Аркадьевича Столыпина, как и любого другого государственного деятеля, недостаточно учитывать только достигнутые им результаты. Необходимо исследовать замысел, предложенную программу действий, а также механизмы её реализации. Только такой комплексный подход даёт возможность извлечь из истории уроки.
За 100 лет изучения столыпинских реформ эта тема обросла множеством предвзятых наслоений. До революции 1917 года эти реформы обсуждались в контексте текущей политической борьбы. Своё мнение высказал и В. И. Ленин, отметив сначала неясность революционных перспектив в случае успеха аграрной реформы, а затем - её неудачу. Вслед за Лениным на многие годы советская историография сконцентрировалась на изучении именно аграрных преобразований с целью подчеркнуть их неудачу, игнорируя при этом другие направления реформ. Вместе с тем ряд отечественных учёных в советский период внесли большой вклад в изучение столыпинских преобразований, прежде всего, конечно, аграрных по существу. В последние же 15 лет можно заметить тенденцию к перекосу уже в другую сторону. Одним из проявлений этой тенденции стал вышедший недавно сериал о Столыпине* и "невыученных уроках", где из премьер-министра сделали куклу.
Исходя из этих обстоятельств, наш фонд выбрал своей приоритетной задачей публикацию источников, имеющих отношение к жизни и деятельности Столыпина. Объём проделанной работы позволяет теперь всем желающим судить о столыпинских реформах на основании источников1.
Столыпинская программа, не будучи формально статуированной, представляет собой совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко и коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему "по наследству". Однако именно Столыпин объединил их в систему, в основе которой лежало целостное представление о том, какой должна быть Россия, дабы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Мы по праву можем говорить о наличии у Столыпина самостоятельной концепции преобразований.
Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале ХХ века трансформации и давал ей адекватные определения: "эпоха перемен", "великий перелом", "перестройка и брожение", "период перестройки", "великий исторический перелом", "время переустройства всех государственных законодательных устоев"2.
Понимая всю сложность ситуации системного кризиса в стране, Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая (так называемая отрицательная задача) состояла в оперативном прекращении революции. Вторая (так называемая положительная задача) сводилась к проведению системных реформ, позволявших в конечном счёте создать динамично развивающуюся Россию. Как известно, с отрицательной задачей Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу - между революциями 1905 и 1917 года.
Решая положительную задачу, Столыпин считал важнейшим фактором российский исторический опыт формирования и функционирования государственности, социокультурные традиции русского народа. Красной нитью через все сохранившиеся столыпинские тексты проходит мысль о необходимости идти "своим, русским, национальным путём"3 - как при разработке исходного замысла преобразований, так и во всей технологической "цепочке" их реализации.

Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. Подобное укрепление должно было осуществляться на основе "исторического ядра" государственности - русского народа и православия.
Столыпин подчёркивал, что выделение им этого "ядра" ни в коей мере не означает ущемления и тем более автоматического поглощения других многочисленных этносов и конфессий. В понимании Столыпина речь шла о сохранении и упрочении "русского ствола", выполнявшего "цементирующую роль" в многовековой истории России.
Столыпин обращал внимание не только на необходимость внутренней политической стабильности в стране, но и на упрочение международного престижа России. Являясь противником силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов, особенно в условиях сохранявшейся внутренней кризисной ситуации, Столыпин вместе с тем прекрасно осознавал возможность втягивания страны в войну и понимал важность обладания мощным оборонным потенциалом.
Внутриполитическая стабилизация и благоприятная международная обстановка должны были стать, по мысли Столыпина, главными факторами, обеспечивающими эффективность трансформационных процессов на протяжении всего переходного периода.
Ведущим "маховиком" трансформации Столыпин считал исполнительную ветвь власти в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролем. Правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления4.
В условиях переходного периода огромное значение приобрела проблема сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти. Столыпин неоднократно подчёркивал, что Дума является важнейшим фактором "воссоздания государственных устоев порядка"5, что обеим ветвям власти важно найти "тот язык, который был бы одинаково нам понятен"6. Таким "языком", по его мнению, должно было стать сходное понимание правительством и "молодым народным представительством" общенациональных и общегосударственных задач. "Правительство, подчёркивал Столыпин, готово в этом направлении приложить величайшие усилия: его труд, добрая воля, накопленный опыт предоставляется в распоряжение Государственной думы"7.
По нашему мнению, стольпинские реформы можно условно разделить по трём направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 года "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий"8, который непосредственно касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
Проектом "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции"9 Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе уважения к правопорядку и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с её ответственностью перед законом.
Консолидирующую политическую и социальную функцию выполнял комплекс законопроектов конфессионального характера10. Считая правильным первенствующее положение Православной церкви, Столыпин вместе с тем настаивал на юридической защите прав и чувств представителей других конфессий. Ему также принадлежит важная роль в практической реализации положений Манифеста 17 октября о свободе совести. Предоставление старообрядцам и сектантам гражданских прав, а также имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс большого числа активных граждан.
Принципиально важный шаг был сделан Столыпиным в снятии разного рода национальных ограничений, и прежде всего в отношении еврейского населения. Столыпин понимал, что от предоставления значительной части жителей империи возможности передвигаться и работать "России будет не ущерб, а благо"11.
Получая гражданские права и свободы, "становящаяся личность" непосредственно приобщалась к процессу выработки и принятия решений на всех уровнях. Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности свободной, творчески активной, целеустрем- лённой в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамику экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.
Одной из важнейших составляющих столыпинской программы реформ была задача способствовать социальному партнёрству между различными слоями населения. Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего положения. Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путём страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.
Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих. До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесён ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать. Столыпин писал: "Мы улучшаем содержание своего скота… рабочий же наш слабеет с каждым днём… Физическому закону диффузии подчинены не только жидкости, но и людские массы: из тех мест, где они угнетены трудными условиями жизни, они естественно перемещаются в местности, где гнёт материальных условий не так тяжёл"12. Когда Столыпин возглавил правительство, в России впервые была разработана и внедрена система социального страхования, выразившаяся в десяти законопроектах. В их числе "головной" проект "Об обеспечении рабочих на случай болезни"13 направленный на создание условий для получения рабочими врачебной помощи и денежных пособий, частично восполняющих их потери в заработной плате во время болезни, и проект "О страховании рабочих от несчастных случаев"14. Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, который был воплощён уже после смерти премьера. Тем не менее в нём выпукло и ярко отражён характер реформ, их направленность на расширение прав личности и вместе с тем на приобретение этой личностью ещё и общественных обязанностей. Рабочий должен был платить страховые взносы, но в то же время был уверен, что в случае болезни или несчастного случая он или его семья не останутся вовсе без средств к существованию. Столь же характерно для столыпинских реформ особое внимание государства к инициированным им процессам. Обоснованно не доверяя промышленникам и не наблюдая правового сознания у рабочих, правительство бралось контролировать каждый их шаг в страховом деле.
Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Ещё работая в Гродно, он наставлял местных помещиков-"зубров": "Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не поведёт его к анархии"15. Возглавив правительство, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчёркивалась мысль о необходимости именно "законченного круга знаний" на каждой ступени образовательного цикла.
В проекте "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи" говорилось: "Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный круг обучения в правильно организованной школе"16. Были разработаны типовые образцы школьных сетей (начальных и высших начальных училищ), составлены необходимые инструкции, планировалось повышение заработной платы учителям. Окончательного законодательного решения по проекту вынесено не было. Между тем его реализация привела бы к постепенной ликвидации безграмотности населения.
Правительство Столыпина прилагало массу организационных усилий к тому, чтобы "становящаяся личность" была грамотной. От этого, без преувеличения, зависел успех реформ. За 1907-1911 годы ассигнования на начальную школу возросли в 4 раза - с 9 млн до 35,9 млн рублей. Законом 22 июня 1909 года был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ17.
Вместе с тем поощрялась частная инициатива. Были подготовлены "Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения"18, согласно которым частные общества, товарищества и лица могли утверждать низшие, средние и высшие учебные заведения, классы и курсы.
В контексте общего стратегического замысла модернизации разрабатывался пакет проектов в области подготовки учительских кадров. Правительство ассигновало значительные средства на переподготовку учителей средней школы, на организацию для них ознакомительных поездок за границу.
С целью преодоления недостатков в подготовке преподавателей высшей квалификации правительство разработало ряд проектов, направленных на подготовку профессоров в России и за рубежом и на улучшение их материального положения. Следует особо подчеркнуть, что Столыпин придавал принципиально важное значение развитию отечественной науки и культуры. Эта сторона его деятельности в отечественной историографии до сегодняшнего дня практически не затрагивалась.
Прекрасно осознавая, что декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно недостаточно, Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Огромное значение имела реформа местного суда19, поскольку её целью было обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности. Этот аспект, а также принцип независимости суда от администрации и единые правила устройства судебной части создавали необходимые предпосылки для перехода к правовым основаниям функционирования государства.
Стольпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности20. В логической связи с данным проектом находился проект "Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности"21, который, по замыслу Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строя.
На демократизацию и гуманизацию судебной системы, на укрепление в сознании народа мысли о "святости и нерушимости закона" была направлена целая серия столыпинских проектов, в частности "О введении состязательного начала в обряд предания суду"22, "О введении защиты на предварительном следствии"23, "Об условном досрочном освобождении"24 и об условном осуждении25. Одновременно с гуманизацией судопроизводства в отношении рядовых подданных правительство Столыпина разработало ряд проектов, совершенствовавших систему гражданской и уголовной ответственности должностных лиц.
Реагируя на "преступную деятельность революционных организаций", направленную на "ниспровержение существующего государственного строя и основ общественности", Столыпин предложил ввести систему исключительно упрощённого судопроизводства. Законопроект "Об учреждении военно-полевых судов"26, принятый по 87-й статье Основных законов, намертво прикрепил к Столыпину ярлык "обер-вешателя". Решение не было простым, однако "во время народных волнений и бедствий, когда враги общественности и государства посягают на самые основы общежития и когда преступная деятельность злоумышленников приобрела угрожающие размеры", Столыпин не видел иного выхода. Наряду с законопроектом о военно-полевых судах был предложен принципиально важный "Проект исключительного положения"27, призванный в известной мере ограничить возможности государственного произвола.
С целью повышения эффективности репрессивного аппарата государства Столыпин предложил проект реформирования силовых ведомств. Был подготовлен проект "Устава полицейского"28, в котором чётко прописывались права и обязанности полиции, структура и компетенция её органов. Также в целях повышения эффективности полиции были предприняты меры к организации централизованного уголовного розыска29.
Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Помимо того, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.
Важным структурным компонентом столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Своё теоретическое обоснование и конкретное законодательное оформление она получила в серии взаимосвязанных основополагающих документов: "Главные начала устройства местного управления" (1906), "Положение о поселковом управлении" (1907), "Положение о волостном управлении" (1907), "Положение о правительственных участковых комиссарах" (1907), "Положение о губернском управлении" (1907) и др.30.
Стратегическая задача Столыпина заключалась в том, чтобы максимально снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштаба.
Предложенные им реформы были направлены на чёткое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее усиливало своё присутствие на низовом уровне, "опускалось" не только до уезда, но и до его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу - мечту российского либерала.
Подчеркнём, что старт местной реформы никогда не увязывался Столыпиным с окончательным успокоением деревни. Смысл предпринимаемых усилий был в их комплексности. Только чётко раз- граничивая полномочия, настаивая на соблюдении законности и обеспечивая населению возможность апелляции к праву, можно было обеспечить движение к правовому государству.
Столыпинское правительство разработало ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе составлявших аграрную реформу.
В частности, был открыт широкий доступ крупному частному капиталу к разработке угольных и нефтяных месторождений, к добыче золота и платины, к освоению новых территорий в Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.
Планировалось дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных дорог (например, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога и т. д.), шоссейных и грунтовых дорог, морских портов и торговых гаваней, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения и т. д.
В соответствии с потребностями экономики правительство Столыпина изменило устаревшую нормативную базу деятельности промышленных и финансовых структур. Была предложена явочная система учреждения акционерных промышленных обществ и банков. Правительство выработало проект устройства и открытия заведений фабрично-заводской и ремесленной промышленности31, который централизовал и унифицировал порядок открытия промышленных предприятий, тем самым упростив эту процедуру и одновременно оградив интересы населения от "вреда и беспокойства", которые могло принести соседство с промышленными заведениями. Необходимость регламентировать имущественно- правовые отношения собственников земельных владений и владельцев построек, возведённых на этих землях (застройщиков), вызвала разработку специального проекта "О застройке", который устанавливал новое вещное право, отличное от права собственности и права найма32.
Ряд проектов был направлен на совершенствование кредитно-финансовой системы, упорядочение налогов и сборов (Положение о поземельном и промысловом налогах)33, совершенствование таможенных тарифов, предоставление тех или иных прав и льгот российским и иностранным промышленникам и предпринимателям34. Это способствовало экономическому росту, деловой активности среднего класса.
Учитывая назревшую потребность реформирования архаичной налоговой системы, правительство разработало проект введения в России прогрессивного налога, который, с одной стороны, должен был изменить приоритеты налогообложения с целью "достижения возможной равномерности обложения и возможного освобождения широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени"35, а с другой - стимулировать население активнее вкладывать средства в различные сферы экономики36. Динамичный рост государственного бюджета на протяжении пяти лет пребывания Столыпина у власти позволял использовать его не только собственно на государственные нужды (содержание центрального и местного аппарата, армии и флота, образование, реализацию реформ и т. д.), но и передавать часть средств земским и городским управам на социальную сферу, на дальнейшее развитие образования и культуры.
Судьбоносное значение для России имела предложенная Столыпиным аграрная реформа. Он в полной мере осознавал: если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то бессмысленно говорить о раскрепощении личности и предоставлении ей гражданских и политических свобод. Указ 9 ноября 1906 года37 ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с "понятием о свободе человека и человеческого труда"38. Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчёркивал Столыпин, следует дать возможность "укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность"39. Считая чувство личной собственности природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет основным источником формирования среднего класса и прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.
Помимо указа 9 ноября 1906 года правительством Столыпина был разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий для раскрепощения личности крестьянина и превращения его в личного собственника. Так, в распоряжение крестьян передавались казённые, удельные, кабинетские земли. Правительство наметило меры по совершенствованию системы кредитования крестьян-собственников посредством рационализации деятельности Крестьянского поземельного банка, приступило к мобилизации крестьянских общественных капиталов, которые планировалось обратить на нужды развития мелкого сельскохозяйственного кредита40.
В целом ряде землеустроительных проектов и особенно в базовом из них "Наказе землеустроительным комиссиям"41 - намечалась программа первоочередных мер правительства по содействию крестьянам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Ставилась задача создать на малозаселённых землях эффективное частное крестьянское землевладение, что позволило бы постепенно изменить общинный менталитет крестьянского сознания, способствовать сознательному выбору между традиционными и новыми системами земледелия и хозяйствования. Осуществляя переселенческую политику, правительство Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Её суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надёжный "русский оплот", что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток мигрантов из сопредельных азиатских стран.
Большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. В целом ряде проектов были разработаны условия отпуска средств на общеполезные надобности переселенцев, на выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также льготные ссуды и пособия при землеустройстве. Вводился дифференцированный подход к предоставлению ссуд в зависимости от труднодоступности местности и от общегосударственных планов заселения пригодных к переселению земель.
Рациональное и конкурентоспособное частное крестьянское хозяйство становилось базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции, что стимулировало динамичный рост экономики России в целом.
В заключение отметим, что Столыпин, являясь рационально мыслящим политиком, вынужден был учитывать "коридор возможностей", который ему предоставила конкретная российская действительность. Как реальный политик он не мог не учитывать расстановку социальных и политических сил, накал партийной борьбы в обществе. Вместе с тем он не мог игнорировать наличие материальных ресурсов, а также возможностей адаптации общества к системным преобразованиям.
Столыпин оставил потомкам богатое наследие. Он предложил российскому обществу структурированную национальную идеологию, базовыми компонентами которой были: законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная и исполнительная власть, частная собственность и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы. Вместе с тем он предложил обществу и технологии реализации своей программы системных реформ.
Проблема, которая стоит перед современным обществом и современными политическими элитами, состоит в том, сумеют ли они творчески распорядиться богатым столыпинским наследием.
- 1. Столыпин П. А. Программа реформ. Документы и материалы. В 2 т. М. 2003; Тайна убийства Столыпина, М. 2003; Столыпин П. А. Переписка. М. 2004; Столыпин П. А. Грани таланта политина. М. 2006; Столыпин П. А. Биохроника. M. 2006.
- 2. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. М. 1991. С. 50, 51.
- 3. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия, С. 338, 362, 363.
- 4. Там же. С. 104, 156.
- 5. Там же. С. 65.
- 6. Там же. С. 63.
- 7. Там же. С. 62.
- 8. Столыпин П. А. Программа реформ. M. 2003. Т. 1. С. 102-106.
- 9. Там же. С. 101-102.
- 10. Там же. С. 107-142.
- 11. Столыпин П. А. Переписка. C. 646-648.
- 12. См.: Столыпин П. А. Грани таланта политика. М. 2006.
- 13. Столыпин П. А. Программа реформ. T. 1. С. 506.
- 14. Там же. С. 517-535.
- 15. См.: Столыпин П. А. Грани таланта политика, М. 2006. 16. Столыпин П. А. Программа реформ. T. 1. С. 625.
- 17. Там же. С. 627-648.
- 18. Там же. С. 649-655.
- 19. Там же. С. 154-226.
- 20. Тан же, Т. 2. С. 28-117.
- 21. Там же. С. 134-138.
- 22. Там же, Т. 1. С. 229-234.
- 23. Там же. С. 234-235.
- 24. Там же. С. 235-239.
- 25. Там же. С. 227-229.
- 26. Особые журналы Совета министров царской России, 1906 г. Вып. 2. М. 1982. Особый журнал Совета министров 17 августа 1906 г. С. 241-251.
- 27. Столыпин П. А. Программа реформ. T. 2. С. 17-28.
- 28. Там же. С. 142-182.
- 29. Там же. С. 117-118.
- 30. Там же. Т. 1. С. 252-280, 293-352.
- 31. Там же. Т. 2. С. 564-568.
- 32. Там же. С. 526-531.
- 33. Там же. С. 390-392 , 401-458.
- 34. Там же. С. 458-462 , 539-540.
- 35. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. С. 62.
- 36. Столыпин П. А. Программа реформ. T. 1. C. 589-624.
- 37. Там же. С. 380-385.
- 38. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. С. 52, 253.
- 39. Там же. С. 93-94.
- 40. Столыпин П. А. Программа реформ. T. 1. C. 371-379 , 386-476.
- 41. Там же. Т. 2. С. 243-260.
* Речь идет о сериале "Столыпин… Невыученные уроки" - 14-серийном телефильме 2006 года.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем