9 февраля 2001 года в Тихом океане атомная субмарина ВМС США "Гринвилл" при всплытии протаранила японское учебное судно "Эхиме Мару" со студентами на борту. Небольшой теплоход разломился пополам и мгновенно затонул. Погибли девять человек: три члена экипажа, четверо подростков и два преподавателя. Подлодкой в момент столкновения управляли случайные люди.
"Эхиме Мару" выполняло учебный рейс на Гавайи для студентов рыболовецкого колледжа префектуры Эхиме. Помимо 20 членов экипажа на борту было 13 подростков и 2 педагога. Программа 74-дневного плавания включала занятия по ярусной ловле тунца, морской навигации, океанографии и изучению устройства судна. 8 февраля "Эхиме Мару" ошвартовалось в Гонолулу, а на следующий день опять вышло в море.
Подлодка "Гринвилл" тоже катала туристов. На борту было 16 гражданских: восемь крупных бизнесменов (шестеро с женами) и журналист Джек Клэри - тоже с супругой. Их сопровождал начальник штаба подводных сил США на Тихоокеанском флоте Роберт Брандхаубер. Круиз был организован отставным контр-адмиралом Ричардом Мейком для сбора средств на восстановление линкора "Миссури".
Подобные экскурсии на боевые корабли ВМС США в рамках "программы по связям с общественностью" - обычное дело. Двумя годами ранее "Гринвилл" катал активистку-феминистку и жену вице-президента США Типпер Гор - ей даже дали порулить.
VIP-лодка
Ударная атомная субмарина проекта "Лос-Анжелес" была спущена на воду в 1996 году и стала первой подлодкой в истории американского флота, названной не в честь штата или крупного города, как принято, а получившей имя маленького городка Гринвилл, штат Теннесси. Возможно, потому, что в Гринвилле находились заводы корпорации "Магнавокс", выпускавшей корабельную электронику. К тому же жители, промышленники и правительство штата провели мощную пиар-кампанию по наименованию корабля в честь своего города.
Первые годы службы "Гринвилла" отмечены записями о невысокой профессиональной подготовке экипажа и периодическими дисциплинарными взысканиями его членов. Все изменилось после назначения командиром Скотта Уоддла. Он за год вывел субмарину в передовики - именно поэтому "Гринвиллу" доверили принимать высоких гостей.
9 февраля 2001 года в 08:00 по местному времени субмарина вышла из базы ВМС Перл-Харбор для выполнения короткой, уже обкатанной программы: экскурсия по кораблю, обед и демонстрация маневренных возможностей подлодки. В 14:30 "Гринвилл" должен был вернуться на базу, где бизнесменов ждал прием у контр-адмирала и еще один обед.
Перед отходом выяснилось, что дисплей гидролокатора в центральном посту не работает. Починка или замена прибора ломала весь график, поэтому Уоддл решил, что обойдется и так.
В чреве прыгающего кита
В 10:17 лодка ушла под воду, качка прекратилась и гостей позвали к столу. Обед затянулся и офицеры не раз напомнили командиру, что пора переходить к демонстрации, если мы хотим вернуться в базу вовремя. Наконец, в 13:10 Уоддл перешел в центральный пост, чтобы начать маневры. Следом за ним вошли 15 гостей и начальник штаба.
В это время вахтенный штурман Патрик Сикрест перестал вести прокладку курса корабля на бумажном планшете. Как он объяснил позже, рубка заполнилась посторонними, гости стояли между его рабочим местом и планшетом. Двое бизнесменов и их жены заговорили с гидроакустиками, отвлекая их от работы.
К 13:30 "Гринвилл" проделал в подводном положении несколько эффектных эволюций: резкие повороты из стороны в сторону на полном ходу, смена глубин. "Наши гости радовались, как дети! Я едва мог сдержать улыбку, наблюдая за изумлением и восторгом на их лицах", - рассказывал Уоддл впоследствии.
Предстояла самая впечатляющая часть программы: резкое погружение и еще более интенсивное всплытие с продувкой всех балластных цистерн. Лодка при этом выскакивает из воды, как кит, а находящиеся внутри испытывают ощущения, схожие с американскими горками.
Инструкция предписывает перед выполнением маневра всплыть на перископную глубину и осмотреться, чтобы никого не задеть. Гидроакустики доложили, что поблизости обнаружены несколько рыболовных траулеров, но находятся они на безопасном удалении. Находившуюся в трех километрах от лодки "Эхиме Мару" акустики не заметили из-за посторонних разговоров и потому, что подлодка до этого металась из стороны в сторону.
Оставался перископ. "Гринвилл" опаздывал в базу и вместо положенных трех минут командир осматривал горизонт полторы. К тому же прибор захлестывала крупная волна. "У меня нет визуальных контактов", - объявил Уоддл и приказал погружаться. Когда лодка оказалась на глубине, командир пригласил журналиста занять места за рулями, а генерального директора нефтяной компании из Техаса Джона Холла провел к пульту управления балластными цистернами. Тот нажал, что ему сказали, и субмарина вылетела на поверхность, как пробка.
Удар и его последствия
"Эхиме Мару" оказалась прямо над "Гринвиллом". В 13:43 вертикальный стабилизатор подлодки разрезал шхуну пополам, от правого борта до левого. Японцы услышали и ощутили два удара, капитан на мостике посмотрел в сторону кормы и увидел всплывшую рядом подводную лодку. Его судно потеряло ход и стало погружаться.
Удар почувствовали и на подлодке. Уоддл развернул перископ, увидел стремительно уходящую вниз корму небольшого теплохода и прыгающих в воду моряков. Командир "Гринвилла" отправил в Перл-Харбор сообщение об аварии с просьбой о помощи.
Японцы барахтались в пленке топлива, вытекшего из баков "Эхиме Мару", взбирались на автоматически надувшиеся плоты. Подлодка не стал подходить к месту аварии, чтобы спасти членов экипажа потопленного ею судна.
Как объяснил потом командир, "Гринвилл" после всплытия сидел глубоко в воде, трехметровые волны перехлестывали через палубу, из-за чего можно было открыть лишь верхний рубочный люк. К тому же 110-метровая субмарина при движении тоже поднимала волну, которая могла опрокинуть спасательные плоты. В общем, он оставался в стороне и наблюдал.
В 14:27 с берега прилетел вертолет и занялся поиском людей в воде. Следом примчались два катера береговой охраны, они забрали 26 членов экипажа и пассажиров японского судна. Также прилетели два вертолета с журналистами - в течение часа сообщения об аварии появились на лентах мировых агентств.
"Извините"
Японских моряков доставили на остров Оаху. Одному из спасенных понадобилась медицинская помощь - у него была сломана ключица. Девять человек с "Эхиме Мару" объявили пропавшими без вести. Капитан судна заявил, что они, скорее всего, в момент аварии находились во внутренних помещениях и не смогли выбраться. Самолеты и корабли береговой охраны и ВМС США три недели прочесывали океан в районе столкновения, но никого не нашли.
Сообщение о гибели теплохода со студентами застало премьер-министра Японии Есиро Мори во время игры в гольф. Он выслушал донесение и продолжил играть. Впоследствии ему это аукнулось жестокой критикой со стороны оппозиции - особенно когда в прессе появились снимки, где он безмятежно размахивает клюшкой.
11 февраля президент США Джордж Буш извинился за аварию по национальному телевидению. Следом извинились госсекретарь и министр обороны Соединенных Штатов. Посол США в Токио принес личные извинения премьер-министру Мори и японскому императору.
Публичное раскаяние первых лиц не понравилось американскому истеблишменту - в особенности ветеранам войны на Тихом океане. "Мы слишком щедро извиняемся за случайное столкновение", - написал в Washington Post популярный колумнист Ричард Коэн.
Семьи погибших доставили на Гавайи и отвезли к месту аварии. Японцы попросили поднять "Эхиме Мару", что и было сделано в октябре. На судне нашли тела восьмерых моряков, один человек не найден до сих пор. После обследования обе половины корпуса теплохода отбуксировали в море и затопили на большой глубине.
Правительство США выплатило родственникам 13,9 миллиона долларов компенсации. Две семьи отказались принять деньги, но позже изменили решение - когда к компенсации добавили личные извинения командира подлодки.
"Я рада, что все закончилось... Но все же предпочла бы снова увидеть сына", - сказала мать одного из погибших студентов Масуме Терата.
На набережной Гонолулу установили скромный мемориал в память об инциденте. Его появление вызвало бурю негодования среди ветеранов ВМС США, так как это единственный памятник японцам на Гавайях, да еще и установленный на деньги американских налогоплательщиков.
Суд
Командир Скотт Уоддл предстал перед судом флота США. В него включили и японского адмирала - правда, без права голоса. Штурман Патрик Сикрест получил иммунитет в обмен на нужные следствию показания. Уоддл признал свою вину в аварии и извинился перед присутствовавшими в зале родственниками погибших.
"Было важно, чтобы он встал и взял на себя ответственность. Мы хотели, чтобы это произошло. Общественность хотела того же. И он сделал все очень хорошо", - рассказал впоследствии однокашник Уоддла по военно-морской академии коммандер Марк Паттон.
Командиру "Гринвилла" объявили выговор и оштрафовали на половину месячной зарплаты (через полгода штраф отменили за хорошее поведение). Японцы были поражены. "Если бы нам моряк совершил такое, его бы уволили с позором и судили, как уголовного преступника", - сказал отец погибшего студента Ресуке Терата.
После суда Скотт Уоддл вышел в отставку с сохранением всех выплат и регалий. В 2002 году он съездил в Японию и лично извинился перед родителями двух погибших студентов. Сейчас он бизнес-тренер в Северной Каролине.
Бодливая корова
После аварии АПЛ "Гринвилл" своим ходом вернулась в Перл-Харбор, где ее поставили в сухой док и осмотрели. Таран пассажирского судна не причинил атомоходу, чей корпус усилен для арктической службы, серьезного ущерба. В двух местах: под рубкой и на вертикальном стабилизаторе, - срезало звукопоглощающее покрытие. На пере руля появилось несколько вмятин, одна сквозная. Ремонт обошелся в два миллиона долларов, корабль вернулся в строй в апреле 2002 года.
Через четыре месяца подлодка при входе в порт Сайпана (Северные Марианские острова) села на мель. Нижняя часть корпуса, рули и винтовая группа получили незначительные повреждения. Но для их исправления понадобилось вновь поставить корабль в сухой док, а это сорвало график боевой службы. Командира АПЛ Дэвида Богдана, вахтенного штурмана и рулевого сняли с должностей. Кроме того, штурману и рулевому предъявили обвинения в "создании угрозы для судна во время адмиральского смотра" - в момент аварии на борту "Гринвилла" находился командующий 7-й группой подводных лодок контр-адмирал Джозеф Энрайт.
Еще через пять месяцев у берегов Омана подлодка столкнулась с транспортно-десантным кораблем ВМС США "Огден". Инцидент произошел в момент сближения кораблей для передачи двух моряков. "Огден" получил пробоину длиной 46 сантиметров ниже ватерлинии. Удар пришелся в топливный бак, в море вылилось четыре тонны солярки. Люди не пострадали.
Командира "Огдена" признали виновным в столкновении и уволили. "Гринвилл" после мелкого ремонта продолжил службу. В 2003 году он принял участие в испытании мини-подлодки ASDS для скрытной доставки "Морских котиков". "Гринвилл" с пристегнутой к палубе субмариной диверсантов совершил несколько походов в Индийский океан и Персидский залив, потом программу ASDS закрыли из-за перерасхода средств и неразрешимых технических проблем.
В 2016 году субмарина получила награду командования Первой эскадры подводных лодок - видимо, за безаварийность. Сейчас USS Greenville проходит ремонт с модернизацией в Портсмуте и потому угрозы для судоходства не представляет.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем