Олень был символом казачьих братств того времени, когда они представляли собой воинско-охотничьи сообщества, а переход их к всадничеству и служению Российской империи привел к появлению новых символов, отраженных не только в образе двуглавого орла, но и в образе всадника Георгия Победоносца.
![В 1918 году белый олень, пронзенный черной стрелой, стал символом казачьего государства Всевеликое Войско Донское. В 1918 году белый олень, пронзенный черной стрелой, стал символом казачьего государства Всевеликое Войско Донское.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2025/02/13/d1200_13f.jpg)
humus.livejournal.com
В 1918 году белый олень, пронзенный черной стрелой, стал символом казачьего государства Всевеликое Войско Донское.
Такую гипотезу выдвинула доктор исторических наук Марина Рыблова из Южного научного центра РАН. Статья исследователя опубликована в журнале "Казаковедение". Автор обращается в ней к образу пронзенного стрелой оленя, изображавшегося на старинных регалиях, печатях и гербах донских казаков.
Например, исследователь Ригельман так писал о печати донских казаков: "От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне имеет небольшую печать с изображением оленя, пораженного стрелою и с надписью вокруг оного: Печать Войсковая, олень поражен стрелою. Оную употребляли, да и ныне употребляют по Войску своему".
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop330x306/uploads/images/2025/02/13/o200_322.jpg)
Изображения донской печати можно было видеть на старинных донских грамотах, хранившихся в начале XX века в Донском музее. Впоследствии печать донских казаков была изменена. В 1704 года Петр I даровал донцам печать с изображением сидящего на бочке голого по пояс казака с фузеей в руке.
"В указе предписывалось: "Вырезать во всем так, как у них водится на печати - казака, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян, и в сабле препоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею и взять для того из оружейной палаты мастера Левкина, который печати резал", - пишет автор исследования.
Как видно, в указе Петра I говорится, что такое изображение на казачьей печати уже "водилось" ранее; царь велел лишь прибавить изображение фузеи".
Марина Рыблова отмечает, что образ оленя, как казачьего символа, по всей видимости, со временем подзабыли. Только "старое казачество" понимало смысл этого символа, а новое забыло "ея значение и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему".
В XIX веке на казачьих гербах появился новый символ - изображение двуглавого орла. Однако и про оленя, как выяснилось, казаки позднее вспомнили. Еще дважды он появлялся на казачьем гербе. Первый раз это произошло в 1918 году.
Белый олень, пронзенный черной стрелой, был изображен тогда на голубом поле. Рисунок сопровождался такой надписью: "Елень пронзен стрелою". Это был герб созданного тогда казачьего государства Всевеликое Войско Донское.
Второй раз старый символ возродили в 1991 году в связи с принятием на первом Большом казачьем Круге символики возрождающегося российского казачества.
"Как видим, образ оленя был дорог казакам и появлялся на их регалиях всякий раз, когда происходило утверждение/возрождение их самобытности и самостийности", - пишет Рыблова.
Меж тем вызывает некоторое удивление их приверженность именно образу оленя, при том, что наиболее распространенным и известным символом казака-воина был сокол. Как же тогда объяснить изображение пораженного стрелой оленя на казачьих регалиях?"
Автор статьи определяет несколько возможных путей в поиске ответа на данный вопрос. Прежде всего, предлагает рассматривать образа оленя именно в воинских культурах. В поисках аналогий можно начать со скифов.
Стоит обратиться и к русской воинской традиции в героическом эпосе: богатыри русских былин нередко оказываются связанными с образом оленя или дикого быка - тура.
Предлагает автор развить идею о связи жертвенного животного с понятием "доли" - с пониманием того, что применительно к пронзенному стрелой оленю речь должна идти о доле воина, кардинально отличающейся от доли-судьбы, например земледельца. Имеются в статье и другие любопытные предложения.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем