Федеральная служба безопасности России на своем сайте впервые опубликовала цифровые копии уникальных документов, проливающих новый свет на оборону Москвы.
![Маскировка Кремля могла уменьшить возможность прицельного бомбометания. Маскировка Кремля могла уменьшить возможность прицельного бомбометания.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2025/02/13/oborona-moskvy_52e.jpg)
РИА Новости
Маскировка Кремля могла уменьшить возможность прицельного бомбометания.
В цифровом виде представлены документы из фондов Центрального архива ФСБ России и архива Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области. Они свидетельствуют о том, что чекисты начали борьбу с немецко-фашистскими захватчиками с первых же часов войны.
Уже в 9 часов 10 минут 22 июня 1941 года нарком госбезопасности СССР Всеволод Меркулов разослал директиву № 127, нацеливавшую органы госбезопасности на проведение срочных мероприятий "в связи с начавшимися военными действиями Германии".
"Наша Родина оказалась в величайшей опасности. Органы НКГБ, каждый чекист в отдельности обязаны приложить все силы для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма, - говорилось в директиве наркома госбезопасности СССР уже от 1 июля 1941 года.
В случае вынужденного отхода частей Красной Армии работники органов НКГБ обязаны до последней минуты оставаться на своих боевых постах в городах и селах, борясь с врагом всеми возможными способами до последней капли крови. Эвакуироваться можно только с последними частями Красной Армии".
Особое внимание уделялось обороне Москвы, тем более что возможность начать бомбардировки нашей столицы у немцев появилась уже 26 июня 1941 года. В связи с этим следовало срочно предпринять защитные меры. В частности, предлагалось замаскировать Кремль.
Так, ФСБ опубликовала оцифрованное письмо коменданта Московского Кремля генерал-майора Николая Спиридона на имя Лаврентия Берии, который в то время занимал пост заместителя председателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР.
Комендант предлагал два варианта маскировки Кремля. Первый предусматривал в основном имитирующую окраску кремлевских зданий, уничтожение блеска позолоченных глав кремлевских соборов, снятие крестов и имитацию окраской и присыпкой на площадях вокруг Кремля городских кварталов.
Второй вариант отличался от первого тем, что ложные городские кварталы должны были устраиваться комбинацией различных макетов, а через реку Москва, для дезориентирования противника, предлагалось построить ложный мост.
"Маскировка Московского Кремля может обеспечить только следующие задачи: 1) Затруднить противнику при подлете отыскание Кремля на фоне г. Москвы. 2) Уменьшить возможность прицельного бомбометания с пикирования по отдельным зданиям Кремля...", - отмечал в своем письме Николай Спиридон.
Для проведения перечисленных работ предлагалось привлечь строительную организацию Мосгорисполкома, а также крупных театральных декораторов. Впрочем, и о защите других зданий думали власти.
Так, 21 августа 1941 года Берия направил Сталину докладную записку об организации участков охраны важнейших предприятий Москвы: "Во исполнение Ваших указаний, в целях пресечения возможности вражеским элементам подавать световые сигналы самолетам противника, НКВД СССР отобрал 11 важнейших предприятий по городу Москве и на прилегающей к этим предприятиям территории ввел особый режим...".
На документе Сталин написал резолюцию: "Т[овари]щу Берия. Хорошо бы добавить электростанции. И. Сталин".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем