Накануне в Центральном доме архитектора в Москве обсуждали судьбу здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского - оно под угрозой сноса. Но при этом, как утверждают многие специалисты, здание представляет большую ценность и должно быть сохранено. Корреспондент "Родины" побывал на собрании, где послушал специалистов и активистов.
А городские власти свою позицию высказывали дважды. Изначально появилось сообщение и опубликованы проектные изображения нового здания цирка на проспекте Вернадского. Его площадь, как отмечалось, будет многократно превышать площадь нынешнего здания и превратится в "многофункциональную площадку формата lifestyle".
Многие москвичи высказались против такого варианта. А жители Гагаринского района создали инициативную группу, к которой присоединились жители других московских районов и даже Подмосковья. Защитники здания Большого Московского цирка собрали подписи и обратились к городским властям с просьбой не превращать это место в очередной торгово-развлекательный центр, а сохранить его неповторимый вид. Архитекторы направили письмо в столичное правительство с просьбой признать здание Большого Московского цирка объектом культурного наследия.

В итоге на портале "Активный гражданин" появилось голосование с элементами агитации про здание цирка - и стало понятно, что действия москвичей принесли результат. Пока - промежуточный. Если изначально здание цирка приговорили, то потом решили устроить голосование, пусть и довольно странное. Шансов, что Большой Московский цирк на проспекте Вернадского еще можно спасти, по-прежнему мало, но за эти возможности цепляются.
На самом деле, многие москвичи обеспокоены тем, что уничтожается практически весь советский модернизм в столице. Помимо здания цирка, это и дом-книжка на Новом Арбате, и Дом кино.
- Что это такое с точки зрения историка и с точки зрения современной геополитической ситуации? Эти здания создавались в то время, которое принято называть временем первых. И теперь наступило время признать объектами культурного наследия такие объекты модернизма. А также определить это как сохранение артефактов не столько культуры, сколько истории, - говорит историк, академик Академии архитектурного наследия, член Совета Союза московских архитекторов по градостроительному развитию Наталья Лащенко.
Она уверена, что при сносе зданий СЭВ, Большого Московского цирка стирается память о пике развития СССР.
- Можно как угодно к идеологии относится, но отрицать, что это был пик развития нашего общества, нельзя. И уничтожение материальных носителей, которые являются воплощением этого исторического периода, - преступление, которое аналогично тем, что происходят в Восточной Европе, где разрушают все, что связано с Советским Союзом, чтобы зачеркнуть эпоху, которая связана с нашей страной. Мы поступаем примерно так же, снося здания у себя, просто не называем такими словами, как там, - отметила Наталья Лащенко.
Здание Большого Московского цирка возвели в 1971-м по проекту выдающихся советских архитекторов Ефима Вулых и Якова Белопольского, который перед этим был награжден Ленинской премией за архитектурный проект мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде, а Сталинской премии Белопольский был удостоен за проект мемориала в Трептов-парке в Берлине.
На встречу в Центральный дом архитектора пришел сын Ефима Вулых - писатель, поэт и журналист Александр Вулых. Он сказал, что никогда не мог представить, что Москва лишится здания, которое стало одним из символов города.
- Люди, которые строили здание Большого Московского цирка, были очень талантливы. Они владели своей профессией в совершенстве. Говорят, дорога всегда должна вести к храму. Когда отец проектировал Комсомольский проспект, он сделал так, чтобы не уничтожать храм Николы в Хамовниках и прямой проспект совершил поворот. А потом получилось, что Комсомольский проспект ведет не только к Кремлю, но и к воссозданному Храму Христа Спасителя. У тех же, кто строит новую денежную дорогу уже к храму советской архитектуры, ничего святого нет. И их ничего хорошего не ждет, - сказал Александр Вулых.
Он прокомментировал и проект нового здания цирка, который был показан ранее и который может появиться на историческом месте:
- Представьте: вы захотели послушать песню "Московские окна". Нажимаете на кнопку и слышите: "Извините, такой песни больше не существует. Вместо нее вам предлагается прослушать композицию "Вай, мой Дубай". Так же и со зданием цирка.
Представленный проект действительно больше подходит для стран Ближнего Востока, отметили специалисты. Также они указали, что в случае строительства на этом месте огромного развлекательного комплекса многократно возрастет нагрузка на узел дорог в районе станции метро "Университет". И на саму станцию тоже.
Заместитель председателя Совета Союза московских архитекторов, академик Академии архитектурного наследия Марк Гурари констатрировал, что во всем мире сейчас работают над оттоком людей из перегруженных узлов, а в данном случае поток наоборот станет более насыщенным.
- Поэтому если так нужно это новое здание цирка, можно построить его, например, в Бирюлеве, - говорит Гурари. - И вообще решение о таких знаковых памятниках архитектуры, даже если здание не является им официально, должны принимать федеральные власти. Помните стеклянную пирамиду Лувра? Решение о строительстве ее принимал лично президент Франции Миттеран. А теперь там готовят иск к президенту Макрону, который выступает за замену исторических витражей на современные в соборе Парижской Богоматери.
…Во время выступлений в Центральном доме архитектора на экране показывали фото здания Большого Московского цирка и его создателей. Возле одного из снимков Якова Белопольского была цитата из его интервью журналу "Архитектура СССР": "Архитектура, которую мы сегодня создаем, это послание в XXI век".
Что сделают с этим посланием потомки?

Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем