18 февраля исполняется 80 лет со дня гибели дважды Героя Советского Союза генерала армии Ивана Черняховского. Он был смертельно ранен осколком снаряда в Восточной Пруссии и по просьбе правительства Литвы похоронен с воинскими почестями в Вильнюсе, который Иван Данилович освобождал от немцев. Генералу поставили величественный памятник, а в 1991 году снесли его и собирались отправить в переплавку. Спас монумент - а заодно и украсил свой город, - чиновник из Воронежа Иван Чухнов.
Во время войны литовские власти были благодарны командующему 3-м Белорусским фронтом за то, что при штурме их столицы генерал приказал не применять тяжелую артиллерию и бомбардировщики, чтобы сохранить старинную архитектуру. В Вильнюсе сидел сильный немецкий гарнизон - порядка 20 тысяч солдат и офицеров, - но советские войска обошли город с севера и юга, окружили, а затем разрезали группировку вермахта на части и выдавили из центра на окраины.
Генерала похоронили 20 февраля 1945 года в Георгиевском сквере рядом с другими освободителями Вильнюса. Через пять лет над могилой поставили памятник работы Николая Томского. Четырехметровая бронзовая фигура командующего с развевающейся за плечами плащ-накидкой стоит на постаменте - танковой башне. На подножии надпись "Генералу армии Черняховскому И.Д. от литовского народа".
В 1991 году Литва стала независимой, Черняховского объявили "оккупантом" и потребовали от России забрать его останки. По желанию дочери прах генерала захоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. Памятник в Вильнюсе, естественно, тоже снесли и собирались переплавить.
Из совета ветеранов Воронежа - его тоже освобождал Черняховский, - полетели письма в мэрию литовской столицы и Министерство обороны России. Литовцам писали: не надо уничтожать памятник, отдайте его нам. Военных просили о содействии. Не ответил никто.
Тогда в Вильнюс отправился начальник городского отдела культуры Иван Чухнов. Поехал он по собственной инициативе и за свои деньги, на работе взял отпуск.
- Причин спасать памятник у меня было несколько, - рассказал Иван Петрович "Родине". - Во-первых, я патриот своей страны. Во-вторых, отец тоже был танкистом: имел ордена, не любил рассказывать о войне и, к сожалению, рано ушел, не дожив до пенсии. Наконец, Черняховский - мой тезка.
Визового режима тогда еще не было. Чухнов приехал в Вильнюс, зашел в мэрию, но там его сразу повернули: еще один оккупант приехал, памятник не отдадим, возвращайтесь обратно. Неторопливый и обстоятельный Иван Петрович обратно не поехал, а стал налаживать контакты и искать адекватных людей. Нашел, состоялся еще один разговор в администрации города, более спокойный. Литовцы предложили обменять памятник на старинные книги из библиотеки воронежского университета, вывезенные во время Первой Мировой войны из университета Дерпта.
Иван Петрович сослался на недостаток полномочий и пообещал обсудить этот вариант с руководством. Про себя он, конечно, понимал, что никто никаких книг не отдаст. К концу второго дня он уже знал, что демонтированная скульптура находится на территории неработающей водоподъемной станции: за забором, но без охраны.
Тогда Чухнов отправился к командиру воинской части, которая паковала чемоданы в пригороде.
- Душой полковник был полностью со мной согласен, но опасался за свою карьеру. Однако после того, как мы с ним хорошо посидели и поговорили за накрытым столом, страх прошел и явилась жажда подвигов.
В ту же ночь солдаты погрузили памятник на грузовик и привезли в часть. Потом обшили досками, оформили, как армейский груз, и отправили в Россию. Скульптура прибыла в Воронеж и почти два года простояла в военной комендатуре - пока городские власти выбирали место для установки и собирали деньги на постамент.
- Время было такое, что денег не было совсем. Ветераны работали со своими коммерсантами и банкирами, городские власти - со своими. Надо отдать должное тогдашнему главе города Александру Цапину - строитель по профессии, он приложил много усилий, добывая кирпич, облицовочную плитку и все прочее, что требовалось.
Открыли монумент напротив главного вокзала Воронежа 9 мая 1993 года. Место выбрали из-за соответствующего личности генерала простора и чтобы красивый монумент встречал гостей столицы Черноземья. На церемонию собрались тысячи горожан, они заполнили до краев широкую привокзальную площадь (ее потом назвали именем Черняховского), пришлось перекрыть движение транспорта.
Белое семиметровое покрывало для скульптуры сшила жена Чухнова. Шелк на него подарил авиазавод.
- До работы в мэрии я был директором музыкальной школы, над которой шефствовал завод. С его помощью отремонтировали здание и еще много хорошего сделали. Ну а у меня остались полезные контакты.
Среди тысяч горожан, пришедших на открытие памятника Черняховскому, была и моя мама, Любовь Ефимовна Валагина. Она выросла в Литве, а потом училась в Воронеже. Приезжая в Вильнюс, мама любила отдыхать в сквере у красивого мемориала: там были удобные скамейки под тенистыми каштанами и кленами.
Узнав, что памятник снесли, мама сильно расстроилась. А потом обрадовалась - когда объявили, что ту же скульптуру установят в Воронеже, да еще недалеко от места, где она живет.
- Конечно, я пошла его встретить, помахала генералу ладошкой! Да и теперь, как прохожу мимо, всегда улыбаюсь ему и здороваюсь про себя.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем