Электронная библиотека исторических документов оцифровала сборник документов 1917 года, связанных с так называемым межвластием - периодом между двумя революциями. В частности, электронный образ получило прощальное письмо к швейцарским рабочим, написанное Владимиром Лениным и принятое собранием большевиков, отъезжавших в Россию.

Петр Оцуп/РИА Новости
Мы немедленно предложили бы мир всем воюющим народам, писал Ленин.
Письмо было написано 26 марта 1917 года, а напечатано 1 мая 1917 года в газете "Jugend-Internationale". Позднее его издали в виде листовки. Письмо Ленин начал со слов о том, что он и его товарищи уезжают из Швейцарии в Россию для продолжения революционно-интернационалистической работы. Далее он "вкратце", а письмо состоит из семи страниц, описывает "наше понимание задач русской революции".
"Наш лозунг: никакой поддержки правительству Гучкова - Милюкова! - Обманывает народ тот, кто говорит, что такая поддержка необходима для борьбы против восстановления царизма. Напротив, именно тучковское правительство вело уже переговоры о восстановлении монархии в России, - писал Ленин.
Только вооружение и организация пролетариата способны помешать Гучковым и Ко восстановить монархию в России. Только остающийся верным интернационализму революционный пролетариат России и всей Европы способен избавить человечество от ужасов империалистской войны!"
В такое время возможны самые крутые и быстрые перемены, отмечал Владимир Ильич. И напомнил об ответах, которые дал на страницах газеты "Социал-Демократ". Так, на вопрос "Что сделала бы наша партия, если бы революция поставила ее у власти тотчас?", он ответил: "(1) Мы немедленно предложили бы мир всем воюющим народам; (2) Мы огласили бы наши условия мира, состоящие в немедленном освобождении всех колоний и всех угнетенных или неполноправных народов.
(3) Мы немедленно начали и довели бы до конца освобождение народов, угнетенных великороссами; (4) Мы ни на минуту не обманываемся, что такие условия были бы неприемлемы не только для монархической, но и для республиканской буржуазии Германии, и не только для Германии, но и для капиталистических правительств Англии и Франции".
"Нам пришлось бы вести революционную войну против немецкой и не одной только немецкой буржуазии, - подчеркивал Ленин. - Мы повели бы ее. Мы не пацифисты. Мы противники империалистских войн из-за раздела добычи между капиталистами, но мы всегда объявляли нелепостью, если бы революционный пролетариат зарекался от революционных войн, которые могут оказаться необходимыми в интересах социализма".
По его мнению, решить гигантскую задачу мог только длинный ряд великих классовых битв между пролетариатом и буржуазией. Ленин утверждал, что в тупик человечество завели условия, созданные империалистской войной. Они поставили человечество перед дилеммой: или дать погибнуть еще миллионам людей и разрушить до конца всю европейскую культуру или передать власть во всех цивилизованных странах в руки революционного пролетариата, осуществить социалистический переворот.
"Русскому пролетариату выпала на долю великая честь начать ряд революций, с объективной неизбежностью порождаемых империалистской войной, - писал Ленин. - Не особые качества, а лишь особенно сложившиеся исторические условия сделали пролетариат России на известное, может быть очень короткое, время застрельщиком революционного пролетариата всего мира".
Интересно, что Россию в своем письме Ленин называл не просто крестьянской, а одной из самых отсталых европейских стран, в которой социализм не мог победить тотчас. Но крестьянский характер страны, при громадном сохранившемся земельном фонде дворян-помещиков, мог, по его мнению, придать громадный размах буржуазно-демократической революции в России и сделать из нашей революции пролог всемирной социалистической революции, ступеньку к ней.
"Подобный переворот, сам по себе, не был бы еще отнюдь социалистическим. Но он дал бы громадный толчок всемирному рабочему движению", - отмечал автор письма, закончив его такими словами: "Да здравствует начинающаяся пролетарская революция в Европе!"
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем