Исторические маяки стали доступнее. Публике представили 22 карточки объектов - от Калининградского полуострова до Курил, от Арктики до Крымского побережья - с картой и подробной информацией, основанной на архивных документах.

РГО
Маяк на мысе Слепиковского, возведенный на Сахалине в 1943 году инженером Синобу Миурой.
Каждая карточка с актуальными и историческими фотографиями, которую можно увидеть на сайте РГО, сопровождается списком технических характеристик маяка, включая координаты, год основания, имя инженера (если известно), высоту, дальность видимости.
Как рассказала исполнительный директор фонда "Люди моря" Анна Радькова, в рамках работы специалисты обследовали более 400 конструкций, расположенных в акваториях как южных, так и северных морей.
"По результатам аэрофотосъемки созданы детальные цифровые 3D-модели", - добавила она.
Трехмерные копии выполнены при помощи особых техник сканирования. Они позволяют разглядеть конструкции в мельчайших деталях, оценить технические решения, считавшиеся в свое время чудом инженерной мысли.
Директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова уточнила, что специалисты представили коллекцию самых интересных для посещения маяков.
"Это инженерные сооружения с историей, до которых можно добраться самостоятельно. Сегодня на их фоне можно фотографироваться, но в планах специалистов - способствовать вводу уникального морского наследия в туристский оборот", - отметила она.
Предполагается, что вырученные от приема туристов средства позволят поддерживать маяки в нормальном состоянии и сохранить уникальные исторические объекты. Считается, что двух одинаковых маяков в мире не существует: у каждого - своя миссия, неповторимый облик и судьба. Между тем каждый такой объект - это сложный инженерный проект и интересный архитектурный замысел, недаром именно маяк был назван некогда одним из семи чудес света, напомнили специалисты.
Исследователи настаивают, что необходимо создать правовое поле для маячного туризма, поскольку сейчас средств на поддержание объектов фактически не выделяется, а проблем достаточно. Со своей стороны ученые провели лазерное высокоточное сканирование. Оно дало возможность создать ряд цифровых двойников, которые помогут экспертам восстановить объекты в случае их утраты.
Как ранее отметила директор Департамента экспедиционной деятельности и туризма Наталия Белякова, ориентировочная стоимость приведения ветхих конструкций в порядок в тысячи раз превышает сумму, которая ежегодно отпускается на их содержание, а потому есть большая заинтересованность и в появлении внебюджетных источников финансирования для ремонтно-восстановительных работ.
Специалисты также рассказали, что ряд существующих сегодня уникальных сооружений, несмотря на уровень современной морской навигации, продолжает функционировать, неся свою службу. Например, является частью круглогодичной навигационно-гидрографической подсистемы маяк на мысе Слепиковского, возведенный на Сахалине в 1943 году инженером Синобу Миурой (он же построил в 1939 году маяк Анива). Конструкция располагается посреди песчаных дюн на берегу Тихого океана. В случае непогоды, которая на архипелаге не редкость, сотрудники могут обслуживать маяк, не выходя на улицу. Для них здесь предусмотрены две квартиры, служебные помещения, мастерские, колодец и система по сбору дождевой воды.
Еще один впечатляющий объект - Святоносский маяк, действующий на северо-восточном побережье Кольского полуострова в северной части мыса Святой Нос. Светит с 6 ноября 1862 года. Маяк пирамидальной конструкции дошел до нас неизменным с момента его модернизации в 1890 году. Мыс Святой нос узким длинным клином вдается далеко в море и является поворотной точкой маршрутов всех судов, идущих из Белого моря в Баренцево. Данный участок является самым судоходным и в то же время самым опасным местом Кольского Заполярья. Берега мыса отвесные, высокие и крутые.
Отмечается, что все объекты, представленные на интерактивной карте проекта, исследовали в ходе экспедиции РГО "Маяки России".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем