В Музее автомобильной техники в Верхней Пышме (Свердловская область) появилась уникальная реплика первого отечественного автомобиля, который был лично оценен императором Николаем II.
Оригинальный автомобиль, разработанный Евгением Яковлевым и Петром Фрезе, был создан в 1896 году и представлен на Нижегородской выставке. История создания этой машины началась в 1893 году, когда два российских предпринимателя Яковлев и Фрезе встретились на выставке в Чикаго. На тот момент Фрезе владел фабрикой по производству карет, а Яковлев занимался экспериментами с первыми двигателями. Вдохновившись серийным автомобилем Benz модели "Виктория", они решили создать в России аналогичный транспорт.
Автомобиль, названный "самодвижущимся экипажем", был с деревянными колесами, резиновыми шинами, бронзовыми втулками. Двигатель и трансмиссия разработаны Яковлевым. Он впервые оснастил автомобиль испарительной системой охлаждения и электрическим зажиганием. Мощность двигателя составляла две лошадиные силы, максимальная скорость - 21 км/ч. Без дозаправки экипаж мог проехать до 20 км.
На выставке машину осмотрел Николай II. Его сдержанная реакция во многом определила судьбу конструкции: хотя работа над автомобилем продолжалась, серийное производство длилось всего пару лет.
"Экипаж предназначен для двоих, имеет крытый верх и стоит 1 500 рублей. Он развивает скорость до двадцати верст в час. Я пытался проехать на нем, сидеть очень удобно, лишь ощущаются небольшие толчки. Двигатель работает на бензине", - приводит выдержку из дневника путешественника Леонида Колотилова музей.
В настоящее время трудно точно определить, сколько автомобилей было произведено, но эксперты сходятся во мнении, что конструкция Яковлева и Фрезе разрабатывалась как серийный коммерческий автомобиль.

К сожалению, оригинальный автомобиль до наших дней не сохранился, и его реплику удалось создать только на основе единственной фотографии, сделанной на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Реплика оснащена рабочим двигателем и может двигаться. Однако тест-драйвы пока не запланированы.
Теперь первую отечественную машину можно увидеть в экспозиции музея рядом с первым серийным автомобилем Benz Patent-Motorwagen.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем