На аэродроме "Мочище" в Новосибирской области восстанавливают знаменитый "Борт Тюрикова" - исторический самолет С-47 DL "Дуглас" (СССР Л-1204). Как рассказали в Красноярском краевом отделении Русского географического общества, которое координирует реставрацию, работы проводят специалисты новосибирской компании "Геликоптер" в специальном ангаре. Сейчас они занимаются оборудованием внутренней части фюзеляжа.

rgo.ru
Затруднения реставрации были связаны со сложностью получения оригинальных приборов и общим подорожанием материалов.
- Некоторые затруднения реставрации были связаны со сложностью получения оригинальных приборов для укомплектования основной приборной доски "Дугласа" и общим подорожанием материалов. В настоящее время приборная панель самолета полностью укомплектована приборами. Утраченные и сильно поврежденные части панели заменены новыми, специально изготовленными реставраторами. После финальной покраски панель будет готова к установке, - пояснил руководитель комиссии краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев.
По словам реставраторов, сложной оказалась работа с пилотскими креслами - в частности, с восстановлением мягкой части сидений. В оригинале конструкция представляла собой материал, который был похож на многослойный картон. Из-за воздействия влаги он полностью разложился. Реставраторы ищут ему замену. Силовой каркас кресел, сделанный из металла, они уже восстановили и покрасили.
Также полностью готова панель управления топливными помпами и циркуляцией топлива, открашены и ждут установки восстановленные штурвалы, рычаги, механизм автопилота. Специалисты изготавливают элементы оборудования кабины.
Внутренние помещения отсеков радиста и штурмана закрыли звукотеплоизоляционными покрытиями - их восстановили по фрагментам оригинальных материалов. На верхней части фюзеляжа уже установили астрокупол и мачту (на ней смонтировали радиоантенны связного приемника).
Радиорубку восстанавливают оригинальными блоками, также специалисты подготовили панели для того, чтобы покрыть полы в кабине и отсеках.
В дальнейшем экспонат планируют оснастить интерактивными звуковыми и световыми устройствами, которые позволят максимально погрузиться в атмосферу полета, а также изучить исторические материалы, связанные с "биографией" самолета.
"Борт Тюрикова" эвакуировала в 2016-2017 годах экспедиция РГО из таймырской тундры. Завершить реставрацию самолета планируют в нынешнем году. После этого он вернется в Красноярск и будет установлен в качестве интерактивного музейного экспоната в Музее освоения Севера на историческом острове Молокова.

Во время Великой Отечественной войны самолет "Дуглас С-47" доставили в СССР из США по Красноярской воздушной трассе "Алсиб". В 1947 году он совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее поселка Волочанка. Командир экипажа Максим Тюриков смог спасти всех людей, которые были на борту. Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски помощи. Они трагически погибли. Оставшиеся люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера, после чего их спасли.
"Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" - это масштабная международная экспедиция Русского географического общества, во время которой "Дуглас С-47" был эвакуирован из таймырской тундры. В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем