издается с 1879Купить журнал

Старейшее "карвельное" судно найдено на дне Балтийского моря

16:43

Подводные археологи из Музея затонувших кораблей Швеции обнаружили на дне Балтийского моря затонувшее судно, которое, по их мнению, может оказаться старейшим кораблем, построенным так называемым методом "карвел".

Это большой корабль, длиной около 35 метров и шириной около 10 метров.

Swedish National Maritime and Transport Museums

Это большой корабль, длиной около 35 метров и шириной около 10 метров.

Об открытии рассказывает The History Blog. Обломки старинного корабля лежат у побережья Седертерна, примерно в 45 километрах к югу от Стокгольма.

Анализ древесины позволил датировать судно второй половиной XV века. В тот период времени корабли все еще строились с использованием клинкерной техники, при которой доски накладывались друг на друга - сначала создавался корпус, а поверх него накладывалась обшивка.

Однако обследование вновь найденного судна показало, что оно было изготовлено по передовой для того времени технологии. Речь идет о методе карвелинга: для стиля "карвел" характерно укладывание досок встык. Этот метод использовался для строительства судов, достаточно прочных как для перевозки пушек, так и для противостояния вражескому огню.

При карвельной обшивке доски корпуса укладываются вплотную друг к другу и крепятся к прочному каркасу, образуя гладкую поверхность. А между ними используется клей и герметик для защиты от воды. Этот метод строительства корпуса применяется и в наше время.

По сравнению с корпусами, изготовленными по клинкерной технологии, карвельный метод позволял строить корабли большего размера. До сих пор старейшим кораблем, изготовленным в таком стиле, являлся датский королевский военный корабль Gribshunden. Его спустили на воду в 1482 году, а произошло это в Нидерландах.

Вновь обнаруженный корабль может оказаться старше датско-нидерландского корабля, но он в любом случае уже признан старейшим карвельным судном, когда-либо обнаруженным в Балтийском море.

Обследование судна показало, что оно было изготовлено по передовой для того времени технологии. Фото: vrak.se

Дендрохронологический анализ образцов древесины, поднятых со дна, провели эксперты Лундского университета. Они датировали судно 1460-1480-ми годами. Установлено даже, что корабль изготовили из древесины, добытой либо в Мере, либо в Блекинге на юге Швеции.

"Это большой корабль, длиной около 35 метров и шириной около 10 метров, - говорит куратор музея Хокан Альтрок, руководитель исследовательского проекта. - Корпус корабля остается высоко над морским дном, а корма и руль по-прежнему стоят вертикально".

Интересно то, что подводные археологи нашли описанное судно в чем-то случайно. Целью погружений был поиск кораблей викингов, затонувших в битве с участием будущего короля Норвегии Олафа Святого (правил с 1015 по 1028 годы), когда он был еще подростком.

Эта битва описана в исландской саге "Сказание о короле Олафе", написанной Снорри Стурласоном в XIII веке. Из рукописи следует, что отчим Олафа - Сигурд Сир, один из мелких правителей Норвегии, победил вождя викингов Соте в Сотескаре, "на шведских островках". Местоположение легендарного Сотескара не найдено до сих пор.

Не удалось найти его и в рамках нового исследования, хотя археологи были уверены в том, что поиск будет удачным. Дело в том, что еще в конце 1950-х годов археолог-любитель Андерс Францен первым нашел описанные выше обломки корабля и объявил, что ему удалось найти суда викингов.

Францен утверждал, что размеры найденного им корабля точно соответствовали размерам кораблей викингов. Еще более полувека назад был разработан проект подъема корабля с морского дна, но его так и не реализовали.

Только в наше время морские археологи погрузились на дно и действительно нашли обломки нескольких судов, но ни одно из них не является кораблем викингов. Помимо старейшего "карвельного" корабля археологи отыскали обломки судов, затонувших в XVII-XVIII веках.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться