Несколько дней назад на территории Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве снесли дом 1874 года постройки - он известен как дом профессуры Петровской академии, так она называлась раньше. К сожалению, это не первая и, очевидно, не последняя утрата в знаменательном для Москвы месте. Корреспондент "Родины" разбирался, что там происходит.

Вид на опытные поля Тимирязевки до революции и в наши дни.
Накануне 160-летия академии в соцсетях было опубликовано открытое письмо ее выпускников, которые констатировали, что академия только за последний год понесла значительные утраты. Это и уничтоженные интерьеры нескольких административных корпусов, и вырубка вековых деревьев, и упразднение Мемориального музея Николая Вавилова, и слом старейшего вегетационного дома России 1872 года постройки. Сообщается, что убран ряд мемориальных досок, снесен деревянный дом овощевода Эдельштейна, а теперь и деревянный профессорский дом XIX века...
На поля Тимирязевки покушаются регулярно - это лакомый кусок для застройщиков. Всякий раз общественности удается отстоять эти земли, но есть ощущение, что нынешнему руководству знаменитого учебного заведения страны собственное наследие и история не интересны и обременительны.
- Тимирязевская академия уникальна тем, что сохранила усадебные угодья еще графов Разумовских с их изначальной функцией - сельскохозяйственной. Город давно окружил их, но поля продолжают использоваться. Это не просто парк, как в Кускове или Царицыне, а парковая территория с угодьям хозяйственного назначения. Ничего подобного в Москве нет. Ну, разве что царские яблоневые сады в Коломенском, - говорит градозащитник, один из основателей движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.
Попытки изменить статус земель и застроить их предпринимались и в 2016-м, и в 2018-м. Градозащитники находили переписку по этому поводу и действовали на опережение. Попутно занимались постановкой на охрану строений разных времен на территории академии.
Но в 2019-м в Москве перестали принимать заявки на охрану памятников архитектуры и процесс практически остановился. Соответственно и включение в список других памятников Тимирязевки не было завершено.
- Случай со сносом здания 1874 года - нечастый, так как это федеральная собственность. Я беседовал с проректором академии, которая сообщила, что снос согласован и Росимуществом, и Минсельхозом, и Мосгорнаследием. Правда, документы не продемонстрировала, - отмечает Рустам Рахматуллин.
Тимирязевка - это университетский городок, который строили архитекторы нескольких поколений на основе усадьбы Разумовских. Здесь много каменных учебных и научных зданий. А среди них помещались деревянные коттеджи преподавателей - и это замечательное сочетание, отмечают специалисты.
Например, деревянный коттедж профессора Вильямса через квартал от снесенного дома - жилой. Больше того, в нем живут потомки профессора. И это здание является выявленным объектом культурного наследия ,в отличие от дома, которого больше нет. Разные типы домов, но одинаково замечательные. Просто один защищен законом, а другой - нет.

Но и коттедж Вильямса уже в этом году может лишиться охранного статуса, ведь в прошлом году принят закон, по которому статуса выявленных объектов культурного наследия Москвы могут лишиться более 1700 зданий, сооружений, парков, погребений и других объектов. Просто потому что работу государства и ученых, которая продолжалась аж с 1970-х в этом направлении решили обнулить. Градозащитники уже назвали этот процесс "развыявлением".
Территория Тимирязевки - прекрасна. Но она также велика и сложна. Не все объекты здесь находятся в одних руках. Например, дом священников церкви Петра и Павла, в отличие от храма, который снесли, сохранился. В этом доме родился замечательный художник Александр Головин, но сейчас это "заброшка". Которая принадлежит уже не Тимирязевке, а другому собственнику.
При этом как-то забывается, что существует Положение Президента России об особо ценных объектах культурного наследия. Там перечисляются крупные учреждения культуры и науки, в том числе, несколько вузов. Среди них - Тимирязевка. Но текст постановления, как отмечают градозащитники, "не бьется с законом о наследии". Есть нестыковки в части ответственности за сохранность объектов.
- Один из уроков событий, которые происходят в Тимирязевской академии таков: это постановление должно быть согласовано с Законом о наследии - как именно учреждения должны отвечать за свое достояние, - объясняет Рустам Рахматуллин.
И констатирует, пожалуй, главное:
- Я не чувствую энтузиазма в отношении собственного наследия у руководства Тимирязевской академии. Руководство в последние годы, насколько мне известно, менялось, но еще в 2016-м, когда обсуждалась возможная застройка полей академии, мы ощущали, что в руководстве есть разделение по этому вопросу…
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем