Начнем с того, что в ее Зимнем дворце и летних резиденциях стояла удивительная мебель Давида Рёнтгена со встроенными музыкальными автоматами работы Петера Кинсенга и Иоганна Велля. Каждый из них был настоящим чудом света.

Л.-М. Лоо. Секстет. Картина была заказана Екатериной II для Зимнего дворца в Париже в 1768 году.
Механизм не просто повторял контуры любимых мелодий, но одушевлял их искусной исполнительской интерпретацией. Когда говорят, что звукозапись появилась только на рубеже XIX и XX веков, это не вполне точно. Искусные музыкальные автоматы Екатерины II, спрятанные в драгоценной мебели, увидели свет задолго до того.

Не менее умными машинами, построенными лучшими мастерами, были сами музыкальные инструменты в залах Зимнего дворца - клавесины, ранние фортепиано, арфы. Когда анфиладные двери залов были открыты, музыка заполняла все пространство дворца.
Ее учителя
Привычка русской императрицы окружать себя музыкой - из детства. В ее родном Цербсте у папы с мамой на службе состояли великолепные музыканты. Тем более - в Санкт-Петербурге, где шанс заслужить расположение царицы Елизаветы Петровны, роскошной певицы и страстного меломана, во многом зависел от успехов в музыкальных занятиях юной Софии, ставшей великой княгиней Екатериной Алексеевной.
Музыкой был одержим и ее супруг великий князь Петр Федорович, увлеченный скрипач. А вот любимым инструментом Екатерины стал клавесин, тайны которого ей открыл главный придворный капельмейстер Франческо Арайя. Еще одним музыкальным наставником четы наследников стал флейтист Якоб Штелин, который во многом сформировал вкус Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Искушенный знаток, он оставил после себя дневник об изящных искусствах в России, благодаря чему мы можем многое узнать о русской музыке, опере, балете, живописи, скульптуре, шпалерном, медальерном и других искусствах в России XVIII века.
Штелин приехал в Россию в 1735 году, как и Франческо Арайя. А до того жил в Лейпциге, где был флейтистом в небольшом оркестре Иоганна Себастьяна Баха. Был дружен с великим композитором, вхож в его дом, много музицировал со старшими сыновьями. Пронеся любовь к музыке Баха сквозь всю свою жизнь, Штелин привил ее и великокняжеской чете. Именно благодаря Петру III и Екатерине II в России Бах никогда не был забыт, но всегда почитаем.

В последний год жизни императрицы Екатерины учредитель и владелец музыкально-издательской фирмы в Санкт-Петербурге Иоганн Герстенберг начал выпускать музыкальный альманах - "карманную книгу для любителей музыки". Один из ее разделов был посвящен биографиям великих композиторов. Первыми шли Иоганн Себастьян Бах, Гайдн, Плейель, Моцарт, причем для биографии Баха составитель выделил вдвое больше места. Нет сомнений, что клавирные сочинения Баха-отца и его сыновей были в репертуаре Екатерины II с юности.
Ее мастерство
Многое может рассказать о предпочтениях Екатерины-клавесинистки и посвященный ей сборник клавесинных сонат Винченцо Манфредини. После своего воцарения императрица первым делом стала менять художественный стиль империи. Растрелли и Арайя, создававшие стиль Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, были отправлены в отставку. Екатерина не хотела навсегда остаться в тени тетки. Невозможно быть лучше, чем Елизавета! Екатерина искала свой особенный стиль. И, уволив кумиров предыдущего царствования, выдвинула на авансцену героев второго плана: в архитектуре - Ринальди и Валлен-Деламот, в музыке - Винченцо Манфредини.

На воцарение Екатерины он пишет оперу "Олимпиада" на либретто Метастазио. Кажется, удача уже в его руках. Но в 1765 году Екатерине удается получить к своему двору суперзвезду, венецианского композитора Бальдассаре Галуппи, который становится главным капельмейстером русского двора. Тем нее менее через три незаметно пролетевших года уже сам Галуппи хлопочет о Манфредини, рекомендуя на свой пост именно его. Манфредини лишь надо напомнить о себе. Но как? Новая опера или кантата, посвященные императрице? Он поступает изящнее: пишет сборник клавесинных сонат.
Екатерина должна почувствовать его талант своими пальчиками!
Шесть сонат Манфредини - удивительный документ, демонстрирующий, какого уровня музыкантом была Екатерина Великая и на что откликалось ее сердце. Сердце царицы ответило композитору, но не затмило планов, которые строил ее ум. Манфредини назначается учителем музыки к наследнику, Павлу Петровичу. Он приближен максимально, ему оказано высшее доверие. Но поиск maestro di capella продолжается.
Ее стиль
К моменту воцарения Екатерины II музыкальную моду в Европе захватил sturm und drang, стиль бури и натиска, который перенес внимание музыки в сферу душевных волнений и потрясений. Из этой стихии позже появится Бетховен и возникнет романтизм. Екатерине этот стиль был не близок. В ее жизни хватало и трагедий, и бурь, поэтому музыкальные предпочтения были в сфере галантного, легкого, радостного. И когда в ее Эрмитаже восторженно обсуждалась очередная новая драматическая опера, Екатерина, будучи человеком исключительной деликатности, предпочитала сослаться на отсутствие музыкальности, чем высказать свое мнение. Ведь критическое высказывание царицы может испортить чью-то жизнь!

Примером деликатности Екатерины служит написанное собственноручно правило поведения в ее Эрмитаже.
- "...Быть веселым, однако ж ничего не портить, не ломать и ничего не грызть...
- ...Спорить без сердца и без горячности...
- ...Не вздыхать и не зевать, и никому скуки или тягости не наносить..."
Впрочем, нравоучительный тон окажется шутливым, если познакомиться с литературным наследием царицы, особенно с ее комедиями. Эти правила были придуманы лишь для одного человека - Григория Александровича Потемкина, которого все окружение воспринимало как венчанного супруга императрицы. Екатерина стремилась быть ему хорошей русской женой, которая не смеет перечить мужу, делать ему замечания. И использовала комическую литературную форму, изображая из себя Госпожу Ворчалкину.
"...Не вздыхать и не зевать, и никому скуки или тягости не наносить..."
А между строк: "не огорчай меня своим печальным и задумчивым видом, мой друг". Потемкину были свойственны депрессивные состояния...

Понимание контекста важно и при чтении дневника Екатерины II. Она пишет там о своей нелюбви к скрипке. Но все лучшие скрипачи последней трети XVIII века либо находили себе место на службе у Екатерины, либо приезжали в Россию с концертами по ее приглашению. Любимому старшему внуку, Александру Павловичу, Екатерина сама подобрала учителя - Антона Тица, оригинального и глубокого музыканта, одного из лучших российских скрипачей за всю четырехсотлетнюю историю этого инструмента.
Но особенно императрица выделяла Антонио Лолли. Когда его контракт был закончен и он собрался уезжать, Екатерина подарила ему смычок с гравировкой "Несравненному Лолли". Колодка смычка была украшена бриллиантами.

Исполнение сочинений Лолли представляет проблему для современного скрипача: в музыке Лолли полностью отсутствует драматизм. Однако если потрудиться и сбалансировать все ее части, доведя каждую нотную линию до грации и совершенства, музыка наполнит пространство, где зазвучит легким воздухом и светом.

Вот что искала в музыке Екатерина.
Ее наследие
Неаполитанец Доменико Чимароза, один из самых знаменитых в Европе оперных композиторов, прибыл в Россию, когда Екатерина работала над главной оперой в своей жизни "Начальное управление Олега". Автором оперы в XVIII веке считался либреттист, а не композитор, - Екатерина II была автором нескольких опер, в основном комических. "Начальное управление Олега" правильнее было бы назвать эпосом, и Екатерина сразу поручила Чимарозе написать хор для новой оперы. Тот к первому заказу царицы отнесся крайне серьезно. Однако Екатерину результат не удовлетворил. И она попросила секретаря передать это же поручение Джузеппе Сарти, ее придворному капельмейстеру.
Императрица хорошо знала, что ей нужно, и в музыке полагалась на свой вкус больше, чем на всемирно признанных авторитетов.

А еще она, подобно Елизавете Петровне, внимательно следила за музыкальным воспитанием наследников. Сын Павел Петрович учился на клавесине у Винченцо Манфредини, его супруга Мария Федоровна была одной из любимых учениц у знаменитого Джованни Паизиелло, лучшего создателя комических опер, - обучалась игре на клавесине, фортепиано и органе. Александр Павлович, будущий император Александр I, учился игре на скрипке у Антона Тица, родоначальника русского квартета. Его супруга, будущая императрица Елизавета Алексеевна, училась на арфе у лучшего европейского арфиста Жана-Баттиста Кордона...
Таланты Екатерины в сфере искусств не ограничивались музыкой. Когда-то ее учитель Якоб Штелин, создавая Картинный дом в Ораниенбауме, разместил там небольшой театр - предтечу Эрмитажного театра. Коллекция картин, составленная Штелином, стала прообразом Эрмитажа, а собранная им библиотека, где юная Екатерина Алексеевна впервые открыла для себя Вольтера, - прообразом ее императорской публичной библиотеки.

Екатерина Великая, основатель городов и устроитель земель, была знатоком архитектуры и выдающимся коллекционером. И, конечно, замечательным литератором. Не получи императрица титул "Великая" за политические и военные достижения, потомки назвали бы ее Великой как драматурга.
А еще она была мистиком и теологом. Ну как еще понимать одетые в гранит набережные Санкт-Петербурга? Ведь имя апостола Петра переводится как "камень". Набережные в его одеждах и сегодня благословляют петербуржцев.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем