Начало танкостроения в Сталинграде связано с проектированием и вводом в строй Сталинградского тракторного завода. Первоначальный американский проект СТЗ не предусматривал создания на нём танкового производства. Однако уже в ходе строительства по настоянию советских товарищей в проект были внесены существенные коррективы. Согласно первому варианту, планировалось развернуть на СТЗ производство танкеток Т-17 "Лилипут" и малых танков сопровождения МС-11.

из архива журнала "Родина"
Август 1942 года. Танки и артиллерийские тягачи СТЗ готовы к бою. До вступления немцев в Сталинград осталось несколько дней.
Однако согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года "О состоянии обороны СССР" началось проектирование нового основного танка общевойсковых соединений. Образцом послужил приобретённый в 1930 году закупочной комиссией И. А. Халепского английский танк "Виккерс 6-тонный"2. На его базе и был разработан лёгкий танк Т-26.
В конце 1931-го на Сталинградском тракторном заводе, началась подготовка производства танка Т-26, получившего заводское обозначение СТЗ-2. Специально для помощи в освоении новой машины на завод была направлена группа молодых инженеров, выпускников военно-инженерной академии. В начале 1932 года на СТЗ было организовано проектно-техническое бюро с технологическими и конструкторскими секциями по оснастке, с бюро наладки и своей светокопировальной мастерской. Возглавил КБ по объекту СТЗ-2 инженер Н. Д. Вернер3.
Подготовка производства СТЗ-2 велась по двум вариантам. Первым предусматривалось мелкосерийное производство на универсальном оборудовании, размещавшемся на площади только что построенного корпуса № 10. Согласно второму варианту, предполагалось серийное производство с конвейерной сборкой и использованием площадей и оборудования действующего производства и постройки корпуса № 5. Для серийного производства требовалось модернизировать оборудование, для чего было создано специальное КБ станкостроения. Оно проделало огромную работу, результатом которой стала готовность СТЗ для крупносерийного производства танков в 1935 году, к мелко-серийному же производству завод был готов уже в 1932-м4.
Предполагавшиеся объёмы производства были просто потрясающими - 13 800 машин в год, что составляет половину всех танков, выпущенных советской промышленностью в предвоенный период5. Для выполнения этой программы была санкционирована постройка в Сталинграде специального броневого завода.
Но освоение производства тракторов на СТЗ было довольно напряжённым, постоянно возникали различные проблемы, предприятие лихорадило6, поэтому начать крупносерийное производство танков на заводе в сложившейся ситуации было невозможно.
Паллиативным решением стала сборка ограниченного количества танков Т-26 в 1934-1937 годах. Благодаря выпуску этих установочных партий на СТЗ развернулись проектно-конструкторские работы по созданию новых образцов танков. Так, в 1937-1938 годах велось проектирование колёсно-гусеничных машин 6 ТК, 4 ТА и СТЗ-34. По машине 6 ТК шла подготовка к выпуску в 1938-м опытной партии в количестве 25 единиц7.

Наконец, в 1939 году на СТЗ были построены лёгкий колесно-гусеничный танк Т-25 и его гусеничный вариант СТ-35. Танк СТ-35 был сделан сталинградскими конструкторами под влиянием их харьковских коллег, где уже отказались от колёсно-гусеничного хода в пользу чисто гусеничного. Танк успешно прошёл заводские испытания.
19 декабря 1939 года состоялось заседание Комитета обороны при СНК СССР, на котором было принято историческое постановление № 443 "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 году". Согласно этому постановлению на вооружение РККА поступил танк Т-348. Головным предприятием по производству машины был определён харьковский завод № 183. Этим же постановлением определялось, что на СТЗ необходимо было создать производственные мощности для выпуска 2000 танков Т-34 в год. Подготовка производства Т-34 осуществлялась в Сталинграде на основании приказа наркома среднего машиностроения И. А. Лихачёва, изданного во исполнение постановления № 443. Она должна была завершиться к 1 октябрю 1940 года.
В 1940-м СТЗ должен был выпустить 20 танков, а в 1941 году - 1000 танков. К началу 1942-го на СТЗ планировалось создать производственные мощности с годовой программой выпуска 2000 танков с учётом прекращения всех работ по подготовке серийного производства СТ-359.
7 июня 1940 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 976-368сс "0 производстве танков Т-34 в 1940 году". В нём подчёркивалась особая важность оснащения Красной армии танками Т-34 и определялось, что в 1940-м должны были быть изготовлены 600 танков Т-34, из которых доля СТЗ составляла 100 машин10.
Постоянно растущие плановые задания предполагалось выполнять во многом благодаря применению конвейерной сборки T-34. Но и на заводе № 183, и на СТЗ конвейерная сборка танков организовывалась впервые. Кроме того, впервые в практике танкостроения заводы осваивали секционную сборку и сварку узлов корпуса. Сварку предполагалось осуществлять в специальных кантователях, что позволяло перевести бронекорпусное производство с традиционного на поточно-массовое. Крайне медленно шло и изготовление специальной оснастки.
Всего к 1 июля 1941 года харьковчане и сталинградцы сдали представителям военной приёмки 1225 танков T-34, причём 58 из уже принятых боевых машин в июне ещё находились на территории обоих заводов в ожидании отправки в войска11.
C началом Великой Отечественной войны все силы обоих заводов согласно мобилизационному плану были брошены на выполнение программы серийного выпуска средних танков. Все опытные работы и работы по модернизации танка T-34 с 22 июня 1941 года были на некоторое время прекращены12.
В первые месяцы войны наши войска несли большие потери в бронетанковой технике. Но это было ещё не самым худшим. Пока на фронт поступали с заводов новые танки, потери можно было восполнить. Однако ввиду быстрого продвижения немецких войск в глубь нашей страны, уже в августе возникла непосредственная угроза захвата основных центров производства танков.
24-25 июня 1941 года на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) была поставлена задача создать на востоке страны новые центры по выпуску танков КВ, Т-34, Т-50, а также танковых дизелей. Постановлением ГКО от 1 июля план выпуска Кировскому заводу, ХПЗ и СТЗ был резко повышен. Производство Т-34 также должен был начать и завод № 112 ("Красное Сормово") в Горьком. Сормовские танки стали поступать в войска уже в октябре 1941-го13.
25 июня постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 1749-756 "Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34, и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на 3 и 4 квартал 1941 года" программа выпуска средних танков T-34 на III и IV квартал 1941-го для СТЗ была увеличена почти в полтора раза - с 1000 до 1405 танков. Благодаря самоотверженному труду всего коллектива в июне СТЗ сдал военным представителям 86 боевых машин, в июле - 93, а уже в августе, когда завод перешёл на выпуск только военной продукции, количество сданных машин возросло до 15514.
11 сентября 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности СССР (НКТП). По состоянию на 1 января 1942-го, когда состав его предприятий окончательно сложился, в него вошли 27 заводов с общим числом рабочих и служащих 218,3 тысячи человек15. Возглавил НКТП заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев. По линии ГКО за танкостроение отвечал В. М. Молотов.
Началась массовая эвакуация предприятий на восток. Октябрьскую программу в 220 машин Т-34 сталинградцы не выполнили из-за снижения поставок корпусов и башен с эвакуируемого завода № 183. Прекратились и поставки дизелей В-2 с завода № 75, который в это время также эвакуировался на Урал.
Сталинградская "Судоверфь" (завод № 264), помимо выпуска бронекорпусов для СТЗ, должна была стать одним основных производителей танка Т-60. Силовые агрегаты должен был поставлять ГАЗ, пушки ШВАК - ковровский завод № 2 и тульский оружейный завод № 535, стальные траки - СТЗ, а бронекорпуса и башни завод № 264 должен был изготавливать самостоятельно.
Однако завод буквально задыхался от нехватки времени и резервов. Так, по плану, только за второе полугодие 1941 года выпуск бронекорпусов Т-34 должен был увеличиться с 30 в июле до 340 в декабре, то есть более чем в 11 раз16. По производству лёгкого танка Т-60 сложилась ещё более сложная ситуация. Осваивая новое для себя производство, завод №264 должен был увеличить выпуск продукции с октября по декабрь с 50 до 200 штук17.
Эти объёмы были нереальными даже в мирное время. В первые же месяцы войны завод ощущал нужду практически во всём - кадрах, оборудовании, сырье. Наблюдались постоянные срывы выполнения плана. Пытаясь хоть как-то угнаться за всё время увеличивающимся заданием, руководство завода пошло на снижение качественных характеристик выпускаемой продукции и на упрощение её конструкции. В результате время на обработку одного комплекта основных бронедеталей корпуса танка снизилось с 198,9 до 36 станкочасов. Цикл прохождения детали от момента начала её изготовления до сдачи корпуса сократился с 45 суток до 20, сборки корпусов - с 9 суток до 2 и в отдельных случаях до 36 часов18.
В ноябре 1941 года заводом № 264 было выпущено 164 комплекта корпусов и башен, а в декабре уже 22319.

С марта 1942-го СТЗ и завод № 264 непрерывно увеличивали темпы производства и достигли наибольшего выпуска продукции в мае20. Однако к этому времени стало ясно, что лёгкие танки T-60 не соответствовали условиям войны. В связи с этим постановлением ГКО в июле 1942 года выпуск T-60 прекращался, а всё оборудование демонтировалось и отправлялось в Барнаул на только что построенный завод № 7721. Сталинградские предприятия концентрировались на выпуске Т-34.
В августе 1942 года завод № 264 и тракторный продолжали выпускать продукцию в прифронтовых условиях. Несмотря на то, что с предприятий было откомандировано несколько тысяч рабочих на строительство оборонительных рубежей, а работа часто прерывалась из-за воздушных налётов и отсутствия связи с заводами-кооператорами, за 25 дней августа было выпущено продукции больше, чем в июле этого же года, на 14 процентов22. Во второй половине августа выпуск бронекорпусов и самих танков Т-34 полностью достиг уровня, установленного графиком производства. Кроме работы по основному профилю, заводы выполняли многочисленные заказы фронта23.
С 22 августа всякая связь "Судоверфи" со Сталинградом прекратилась. 23 августа передовые немецкие отряды вышли к Волге в районе аэродрома СТЗ. 25 августа связной сообщил на "Судоверфь" об указании городского комитета обороны (принятом 24 августа за № 404-а24) об остановке завода и организованной эвакуации всех рабочих за Волгу. С двух часов дня началась переправа. Всего за двое суток на другой берег было переправлено свыше 5000 человек25.
На заводе осталось примерно 135-140 человек: всё руководство, бухгалтерия, пожарная и вооружённая охраны, штаб МПВО, истребительный батальон из рабочих и спецгруппы в цехах. Последние имели задание по получению приказа взорвать завод со всем оборудованием.
СТЗ получил указание эвакуировать только наиболее ценное оборудование, а основные производственные мощности продолжали работать вплоть до того, как бои развернулись на территории предприятия.
29 августа завод № 264 приступил к эвакуации материальных ценностей. К первому ноября все они были вывезены. Драгметаллы были отправлены для хранения на завод № 180 в Саратов26. 4 октября начали демонтаж и отправку оборудования. Первая баржа со станками ушла 23 октября, вторая - 4 ноября27.
В сентябре 1942 года на "Судоверфи" была размещена ремонтная база фронта, представлявшая собой оборудование и кадры Киевского бронетанкового ремонтного завода № 728. На протяжении всего периода Сталинградской битвы завод № 264 оказывал помощь рембазе, в результате чего последняя обеспечивала среднесуточный выпуск из ремонта двух-трёх танков.
Сразу же после окончания боевых действий перед руководством города и директорами предприятий была поставлена задача о создании условий для выполнения военного заказа, в котором большую часть составляла бронетанковая продукция. Сталинградские предприятия находились в тот момент в тяжелейшем положении: здания были разрушены, а оборудование разбито.
Первым делом необходимо было решить кадровую проблему и обеспечить производство станочным парком. Рабочая сила на заводы поступала по направлениям Наркомата танковой промышленности, в том числе и реэвакуируемые рабочие СТЗ и Судоверфи, по комсомольскому набору, из системы ФЗО и РУ29, из лагерей для спецконтингента и военнопленных, из военкоматов (негодные для строевой службы направлялись на работы в промышленность), а также с фронта, откуда целые строительные батальоны присылались для восстановления сталинградских предприятий30.
На начальном этапе на производстве использовалось восстановленное оборудование, во второй половине 1943 года на СТЗ начали поступать станки, прибывшие из США по ленд-лизу31, а в 1944-м несколько инженеров завода были командированы в Америку для закупки необходимых для предприятия станков32. С апреля же 1945 года на все сталинградские заводы НКТП начали прибывать эшелоны с репарационным оборудованием с территории Германии и её союзников33. Во многом именно благодаря немецкому станочному парку производственная база предприятий была восстановлена в полном объёме.

Ремонт танков на "Судоверфи" осуществлялся с февраля 1943 по декабрь 1944 года, за этот период было отремонтировано 740 танков, 550 бронекорпусов и 438 дизель-моторов В-2, СТЗ с марта по декабрь 1943 года восстановил 218 танков и 277 дизелей В-234. Была разработана новая технология восстановления повреждённых танков: вместо перебора каждой машины в отдельности был внедрён поточный метод восстановления, при котором все поступающие танки полностью разукомплектовывались и потом вновь собирались35. Это решение позволило уменьшить время ремонта и сократить себестоимость работ.
Во втором полугодии 1943 года в связи с острой необходимостью увеличить выпуск бронетанковой продукции, а также ввиду создания благоприятной обстановки на сталинградских предприятиях, им было направлено распоряжение о развёртывании производства для нужд Красной армии.
Перед СТЗ было поставлено задание возобновить производство танковых дизелей. При этом завод был вынужден временно пользоваться технологической документацией Кировского завода36.
Для организации бронекорпусного производства на заводе № 264 и дизельного - на СТЗ к 1 октября 1943 года предполагалось закончить восстановление цехов и монтаж необходимого оборудования в июле месяце37. При этом требовалось, чтобы отдельные производственные участки и линии вводились в строй по мере их готовности, не ожидая полного восстановления всего цеха или объекта.
Однако сталинградские предприятия НКТП не смогли выполнить поставленное перед ними задание. Во многом это объяснялось необеспеченностью средствами производства. Так, механические цеха дизельного производства СТЗ были укомплектованы станочным оборудованием на 94 процентов, приспособлениями на 64 процента, режущим и мерительным инструментом на 54 процента и вспомогательным инструментом на 59 процентов. Из всего установленного парка оборудования в эксплуатации находилось только 78 процентов38. Кроме того, основные производственные мощности завода № 264 были задействованы на ремонте танков, и выделить достаточное количество средств для организации бронекорпусного производства предприятие не имело возможности.
В результате выпуск дизелей В-2 на СTЗ был начат лишь с IV квартала 1943 года. В середине 1944-го сталинградским предприятиям было выдано новое плановое задание39, согласно которому на них в тесной кооперации с харьковским заводом № 75 и мариупольским заводом им. Ильича начался выпуск нового танка Т-44.
Было установлено следующее разделение труда: СТЗ производил дизели В-44 (модернизированный вариант дизеля В-2), "Судоверфь" - бронекорпуса, завод им. Ильича - башни, завод № 75 осуществлял выпуск бронекорпусов и полную сборку машин.
Для начала производства дизель-моторов В-44 на СТЗ в 1944 году был выполнен большой объём строительно-монтажных работ по восстановлению завода стоимостью в 165 990 тысяч рублей. Это позволило сдать в эксплуатацию 85 411 квадратных метров промышленных площадей40. В строй действующих цехов были введены чугунолитейный, сталефасонный цех № 10, часть площади МСН-1, цех № 100 и цех № 40 (следует отметить, что все они были пущены в эксплуатацию при наличии значительного количества недоделок и временных конструкций).
В результате проведённых мероприятий производственную программу в денежном выражении за 1944 год завод выполнил по валовой продукции на 133 процента и по товарной на 119 процентов, на предприятии был выпущен 551 дизельмотор41.
На заводе № 264 в 1944 году были развёрнуты производственные мощности, обеспечивавшие выпуск 135-140 комплектов бронедеталей корпуса в месяц. Однако вследствие неотработанности технологии за весь год было выпущено всего 140 корпусов42, а за первое полугодие 1945-го - 43243. Цеха работали неритмично, что приводило к штурмовщине и к сверхурочным работам. Данное положение было преодолено лишь со второй половины 1945 года.
При этом практически не производился профилактический ремонт оборудования, что приводило к постоянным поломкам станков и простоям оборудования. Наблюдалась захламлённость территории цехов, приводившая к возрастанию травматизма на производстве44.
Ещё одной проблемой была низкая квалификация кадров. Недавно набранные на завод люди не могли быстро освоить сложное технологическое оборудование и были не способны не только выдавать плановое задание, но и просто выпускать детали необходимого качества45.
С марта 1945 года ситуация начала понемногу выправляться. Было начато массовое техническое обучение низкоквалифицированных кадров, улучшилась работа ОТК. Кроме того, на всех заводах началось внедрение крупносерийного конвейерного производства, а как следствие - уменьшение себестоимости продукции и увеличение её технологичности.

В результате этого к 1 мая 1945 года производство танков Т-44 на заводах Юга СССР было вполне обеспечено кадрами и оборудованием для производства 300 танков в месяц, а после налаживания конвейерного производства - и до 500 штук в месяц.
Итак, в предвоенный период Сталинградский тракторный завод и "Судоверфь" представляли собой яркий пример советского машиностроительного предприятия двойного назначения. Проектировавшиеся и строившиеся исключительно как гражданское производство, заводы фактически с самого начала своего существования должны были осуществлять выпуск продукции военного назначения. С конца же 1930-х годов на СТЗ и заводе № 264 стала проводиться перестройка производства на выпуск качественно новой продукции - среднего танка Т-34.
Война поставила перед заводчанами задачу в тяжелейших условиях добиться решения почти невыполнимых задач: с одной стороны, повышать качество продукции, с другой - постоянно увеличивать её выпуск, учитывая всё более растущую нехватку всего необходимого. Однако сталинградцы с честью выполнили поставленное перед ними задание и добились того, что СТЗ и завод № 264 были одним из важнейших звеньев советского танкостроения в первый период Великой Отечественной войны.
Тяжелейшие потери, понесённые обоими предприятиями в ходе Сталинградского сражения, а также необходимость скорейшего возобновления выпуска военной продукции на них, потребовали немедленного восстановления производственных мощностей. Возрождаемые в тяжелейших условиях сталинградские предприятия НКТП смогли к 1945 году полностью восстановить свой индустриальный потенциал и успешно освоили выпуск новой боевой машины Т-44.
- 1. Барятинский М. Лёгкий танк Т-26// Бронеколлекция. 2003. Спец. выпуск № 2. C. 4.
- 2. Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг. Минск. 2001. С. 105.
- 3. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6032. Оп. 4. Д. 2. Л. 52.
- 4. Там же. Л. 53.
- 5. Барятинский М. Указ. соч. С. 4.
- 6. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград. 1989. С. 173.
- 7. Барятинский М. Указ. соч. С. 21.
- 8. Неизвестный Т-34. М. 2001. С. 17.
- 9. Отечественные бронированные машины. ХХ век: в 4 тт. Т. 1. 1905-1941 гг. M. 2002. С. 129.
- 10. Неизвестный Т-34. С. 23.
- 11. Там же. С. 32.
- 12. Отечественные бронированные машины. ХХ век. Т. 2. 1941-1945 гг. M. 2005. С. 141-142.
- 13. Там же. С. 140.
- 14. Неизвестный Т-34. С.40.
- 15. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. M. 1996. С. 138.
- 16. ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 1. Л. 4.
- 17. Там же.
- 18. Там же. Л. 6; Неизвестный Т-34. С. 43-44.
- 19. ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 1. Л. 4.
- 20. Там же. Д. 3. Л. 9.
- 21. Там же. Л. 8.
- 22. Там же. Л. 17.
- 23. Там же. Л. 17-18.
- 24. Постановление СГКО об эвакуации женщин и детей на левый берег Волги// Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. Т. 1. Волгоград. 2003. С. 444-445 . 25. Фонды Волгоградского Государственного Музея-панорамы "Сталинградская битва". П. 340. № 8284 н/вф. "Воспоминания Фомина бывшего комиссара истребительного батальона завода № 264"; ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 3. Л. 18.
- 26. ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 3. Л. 20.
- 27. Там же. Л. 23.
- 28. Музей - панорама. П. 797, № 6077 н/вф. "Материалы о бронетанковом заводе № 7". С. 1.
- 29. ФЗО - фабрично-заводское обучение; РУ - ремесленное училище. 30. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 1. Д. 120. Л. 103; ГАВО. Ф. 6032. Оп. 1. Д. 250. Л. 16; Ф. 4011. Оп. 3. Д. 5. Л. 9.
- 31. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 1. Д. 117. Л. 76-85.
- 32. Там же. Л. 101.
- 33. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 1. Д. 160. Л. 148.
- 34. Справка горкома ВКП(б) о работе машиностроительных заводов гор. Сталинграда за 1943 г.//Сталинградский городской Комитет обороны… Т. 1. С. 689-691 ; ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 7. Л. 46.
- 35. ГАВО. Ф. 6032. Оп. 3. Д. 30. Л. 43.
- 36. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 1. Д. 607. Л. 14.
- 37. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 14. Д. 305. Л. 20-20 об; 25.
- 38. Там же. Л. 61.
- 39. ГАВО. Ф. 4011. Оп.1. Д. 12. Л. 16.
- 40. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 1. Д. 309 Б. Л. 1.
- 41. Там же. Л. 40.
- 42. ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 1. Л. 46-47; ГАВО. Ф. 4011. Оп. 3. Д. 9. Л. 39.
- 43. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 5. Д. 51. Л. 35.
- 44. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 1. Д. 164. Л. 63-64 об.
- 45. Там же. Д. 161. Л. 39-46.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем