издается с 1879Купить журнал

"Русские готовы защищать Сталинград с таким же упорством, как и Москву..."

Сталинградская битва… Различным вопросам этой важной и многогранной темы посвящено множество публикаций как в России, так и на Западе1. В них досконально исследованы причины и ход битвы, деятельность партийных и государственных структур по организации обороны, роль отдельных родов войск в сражении, помощь союзников, советское военное искусство и многие другие проблемы. Но тем не менее всё ещё остаются малоизученные проблемы истории Сталинграда, одной из которых является восприятие битвы союзниками СССР, в частности гражданами и СМИ США.

Фото: из архива журнала "Родина"

Важность изучения подобной проблемы заключается не только в расширении научных знаний по истории Второй мировой войны, но и в конкретизации образа "советского союзника", сформировавшегося у американцев в 1941-1945 годах. На примере восприятия Сталинграда можно проследить как традиционные, общие черты оценок сражений на советско-германском фронте, свойственные западным союзникам, так и уникальные, характерные только для битвы на Волге.

Ещё до войны американская общественность имела некоторые представления о Сталинграде: с 1929 года пресса США часто публиковала материалы о ходе индустриализации в СССР, и Сталинград характеризовался как "новый промышленный центр юга России"2. С началом войны Сталинград чаще попадает на страницы американских газет, в особенности "New York Times", где создаётся образ города как последнего рубежа советской обороны, если не удастся остановить немецкое наступление на Москву3.

Значение Сталинграда для Советского Союза подчёркивалось почти всеми изданиями, часть из которых в начале октября 1941-го уверяла читателей, что в случае потери Москвы именно в Сталинград переедет правительство4, а другие писали, что потеря города - важного транспортного узла и индустриального центра - сделает поражение СССР неминуемым5. Поэтому начало летнего наступления 1942 года было встречно американской общественностью с самым пристальным вниманием и тревогой.

Уже в мае 1942-го во многих периодических изданиях была напечатана аналитическая статья Фредерика Хеллина, посвящённая Сталинграду и Кавказу, в которой сделан главный вывод: без завоевания нефтяных районов юга Гитлер не сможет победить Советский Союз6. Видно, что уже в 1941 - начале 1942 года американская общественность, вслед за прессой, характеризовала как военно-политические, так и экономические причины наступления вермахта на Сталинград, причём в тех же формулировках, что и современная историография7.

С середины июля 1942-го Сталинград уже не сходит с первых полос периодических изданий США. Первые сообщения о начале нового наступления на Сталинград появились 12-15 июля8. Уже 12 июля "Pittsburgh Press" информирует читателей, что реальной целью нового наступления на Восточном фронте являются не Воронеж, Дон и даже не Москва, а Сталинград, откуда будет нанесён удар на Астрахань с целью лишить СССР американской помощи9. Здесь же была опубликована карта центральной и южной части Советского Союза с указанием направлений главных ударов вермахта. Именно это было названо главной целью "Большой Стратегии Гитлера".

В "St. Petersburg Times" наступлению на Сталинград приписывалась другая цель: "Гитлер хочет контролировать 82% всей советской нефти", а для этого необходимо завоевание Кавказа, что, по мнению американских журналистов, невозможно без захвата Сталинграда, который к тому же "жизненно важный порт на Волге"10. А в дополнение указывалось, что с потерей железной дороги Москва-Ростов транспортное значение Волги многократно возрастает.

Получается, что предположения СМИ США мая-июня о возможных целях южного наступления Гитлера 12 июля 1942 года обрели более точные формулировки, снабжённые аналитическими доводами и данными статистики и даже прогнозами на будущее. Кроме того, американские журналисты стали не просто связывать наступление на Сталинград с событиями на других театрах военных действий, но и писать о вероятных последствиях захвата города, которые отразятся на всех союзниках. В связи с этим, на страницах "Boston Daily Globe" высказывались опасения по поводу насыщенности обороны Кавказа, серьёзности укреплений Сталинграда и ставился главный вопрос: смогут ли легионы Гитлера вывести Советский Союз из войны в 1942 году11?

A Кирк Симпсон в "Palm Beach Post" от 12 июля прямо написал, что потеря Сталинграда приведёт не просто "к полной изоляции огромных масс советских войск на Кавказе", а к "открытию японцами второго фронта, путём удара в Сибири"12. С другой стороны, как указывал Симпсон, война может пойти по другому пути: успех немцев под Сталинградом облегчит действия Роммеля в Африке, что приведёт к падению Египта, Суэцкого канала, а возможно, и вступлению Турции в войну13. Таким образом, перед американскими читателями разворачивался совершенно иной образ Сталинграда, чем в публикациях предыдущих месяцев: это была уже не только крупная операция, а центральное сражение, решающее и определяющее, от исхода которого зависела обстановка на каждом, даже самом удалённом от СССР театре военных действий.

13 июля 1942 года - определяющий день в отношении США к битве на советско-германском фронте. В этот день американские газеты разобрались с приоритетами и часть изданий объявила о наступлении на Сталинград как главной новости, посвятив ей первую полосу. Другая часть изданий заняла выжидательную позицию.

Британские, канадские и даже индийские газеты этого дня также отдали предпочтение Сталинграду14.

К первой группе относятся следующие газеты: "Spokane Daily Chronicle" выходит с крупным заголовком "Нацисты рвутся к Сталинграду"15; "Pittsburgh Press" - "Нацисты открывают новое наступление"16; "Telegraph-Herald" - "Наступление нацистов угрожает Сталинграду"17; "Немцы в 200 милях от Волги: двойное наступление на индустриальные центры"18; "Русские армии разбиты и отступают. Немцы в 200 милях от Волги"19. Газеты второй группы посвятили свои передовицы либо событиям в Африке, либо местным новостям.

Видно, что создание образа Сталинграда в прессе США стартовало ещё до начала сражения, опираясь не только на информацию, поступающую от советских информационных служб и газет20, но и на стереотипы восприятия Сталинграда, заложенные в 1930-е годы. Поэтому трудно поверить в слова американского журналиста Генри Кэссиди, что Сталинграда не было даже на картах, и никто в США в начале войны и предположить не мог, что там развернутся сражения21.

Сообщения о наступлении на Волгу постоянно сопровождались в период с 12 по 15 июля данными о "разбитых войсках Советов", "30 000 пленных красных солдат", "новых поражениях и отступлениях армий России"22. Так пресса США готовила граждан к возможным новостям о новых катастрофах на советско-германском фронте.

Другой важной особенностью начального этапа создания образа Сталинградской битвы было отсутствие в американских периодических изданиях в июле 1942 года информации о силах противников. Поэтому журналисты, даже находящиеся в Советском Союзе, например Эдди Гилмор, оперируют словами "множество", "сотни", "тысячи"23. В мемуарах Гилмор объяснил это спецификой советской информационной жизни и недостатком надёжных фактов24. Об этом же писали и его коллеги - Генри Кэссиди и Джеймс Браун25.

Но даже ограниченный поток сведений позволил журналистам США 14 июля сделать несколько важных выводов о характере "наступления на Сталинград". Лиленд Стоу в широко растиражированной статье "Будущее человечества решается в России" писал, что падение Дона и Сталинграда автоматически означает "падение Уайт-холла и Пенсильвания-авеню"26. Похожие мысли приводятся в ежедневном коммюнике агентства "Юнайтед пресс", где сообщается о "наиболее кровавых битвах на Юге России" и "сражениях у Ростова и Сталинграда до последнего солдата"27.

Газета "Правда" № 195 (8966) от 14 июля 1942 года.

Получается, что статус "решающего сражения" американская пресса дала Сталинграду ещё до официального начала битвы. Причём впервые с 22 июня 1941 года само существование антигитлеровского альянса было поставлено в зависимость от результатов операции на советско-германском фронте. Очевидно, что причины именно таких категоричных оценок лежат не только в масштабах начинающегося сражения (ведь сами журналисты США признавали, что у них было недостаточно данных), но в первую очередь в характере источников, которые были в распоряжении прессы США - сообщения Совинформбюро и советские периодические издания, наиболее часто цитировались американцами "Правда", "Известия" и "Красная Звезда".

Можно заключить, что целенаправленная информационная подготовка Советским Союзом общественного мнения Запада перед Сталинградской битвой сыграла определяющую роль в создании не просто дружественного и положительного настроя простых граждан США, а атмосферы признательности, благодарности и стремления помочь "русскому союзнику". Это имело и важные политические последствия: именно 14 июля в американской прессе появляются первые развёрнутые аналитические статьи, доказывающие необходимость открытия второго фронта в самое ближайшее время, причём в наиболее выгодном для СССР варианте - "вторжения англо-американских войск через канал на континент"28.

К 17 июля 1942 года СМИ США и граждане были полностью готовы к восприятию Сталинграда как "поворотного пункта войны". Поэтому новости этого дня из Советского Союза сразу заняли первые полосы газет, оттеснив на второй план всё остальное. Прежде всего большинство американских изданий 17 июля опубликовали слухи о том, что Сталин лично возглавил оборону Сталинграда, совершив "важные перестановки в высшем командном составе армии и Генеральном штабе"29. Примечательно, что эта информация была опубликована со ссылкой на радио Стокгольма и никаких дополнительных доказательств приведено не было. Однако это сразу приковало к Сталинграду ещё более пристальное внимание прессы США. Кроме того, этот слух прекрасно вписывался в уже сложившийся образ Сталинграда: большинство американцев с этого дня были уверены - судьба войны действительно решается на Волге, раз сам Сталин якобы в городе и руководит его обороной.

Ещё одним принципиально важным отличием, сформировавшимся в образе Сталинграда 17 июля, было появление более точной информации о силах противников, в особенности вермахта. Хотя цифры продолжают оставаться очень приблизительными: "Миллион нацистов всё ближе и ближе к Сталинграду"30 - сообщала газета "Toledo Blade" (Огайо). Агентство "Ассошиэйтед пресс" опубликовало более детальную характеристику: "Массы немецкой пехоты, возможно миллион, при поддержке танков наступают на Дон, Ростов, Сталинград и Кавказ"31. О советских оборонительных мероприятиях говорилось на страницах газет США ещё более туманно: "Вся артиллерия и танки с других фронтов как можно быстрее направляются в Сталинград"32.

О создании Сталинградского фронта пресса Соединённых Штатов не сообщала, как и более точные данные о численности сил РККА и вермахта33. Зато благодаря "Ассошиэйтед пресс" во многих изданиях появилась 17 июля информация, что "русские готовы защищать Сталинград с таким же упорством, как и Москву год назад. Огромная армия уже сконцентрирована здесь, включая свежие, только что сформированные части из Центральной Азии"34. С этого дня почти все газеты США уверяли своих читателей, что "монголы" - основа обороны Сталинграда. А как ещё одно подтверждение этого предположения, приводились сведения о потерях СССР, причём в двух вариантах либо: с 15 мая "399 000 солдат, 940 танков, 1354 самолётов"35; либо: "За каждый день наступления нацисты теряют 6 самолётов, тогда как русские теряют 63 танка и 74 самолёта"36.

Публикация таких цифр преследовала определённую цель - доказать американскому обществу необходимость не только скорейшего увеличения военно-материальной помощи СССР, но и открытия второго фронта. Статьи на эту тему снова появились в прессе США 17 июля37. Они чётко делятся на две группы - скептиков и сторонников открытия второго фронта.

Публикации "скептиков" в этот день по своему характеру сильно отличались от их же публикаций о втором фронте периода 12-14 июля. В них, наряду с признанием сверхважности и срочности "вторжения во Францию", планомерно и тщательно доказывались трудность и риск подобной операции, а иногда и её невозможность.

Так, военный аналитик "Ассошиэйтед пресс" Де Витт Макензи писал, что "второй фронт - это проблема, связанная со многими трудностями. И как факт надо признать - на данный момент союзники ещё не готовы к подобной операции. Наше нетерпение в желании помочь храброй России в её героической борьбе может отрицательно сказаться на наших перспективах"38. Здесь представлен традиционный для союзников перечень препятствий прямой военной помощи СССР. Сталинград в этих публикациях был представлен как лучшая подготовка будущего вторжения во Францию.

Фото: из архива журнала "Родина"

Совершенно иной образ Сталинграда и второго фронта наблюдается в статьях второй группы, где доказывалась "необходимость ускорить открытие второго фронта ввиду высоких потерь России"39. Майор Дрю Пирсон со страниц "St. Petersburg Times" (Флорида) указывал, что отправлять конвои в Советский Союз с вооружением становится всё тяжелее, многие ценные грузы погибают на пути в Мурманск, поэтому их лучше использовать для вторжения на континент40. В этом же издании журналист Джон Ли, представлявший агентство "INS", писал: "Нацисты лихорадочно готовятся к открытию второго фронта в Европе. Это худший кошмар Гитлера. Он уже знает, что в Британии сосредоточены тысячи солдат союзников"41.

Видно, что американские журналисты обращались к образу Сталинграда в принципиально важном споре о реальности и необходимости второго фронта, причём как противники, так и сторонники его скорейшего открытия. Те и другие для аргументации своей позиции использовали Сталинград. Из этого можно заключить, что Советский Союз путём предоставления американским журналистам ограниченных сведений о военных действиях под Сталинградом добился существенных положительных результатов в формировании общественного мнения США.

Во-первых, ещё до начала Сталинградской битвы подавляющее число как крупных, так и малых газет в Штатах были убеждены - судьба не только Восточного фронта, но и всей войны решается на Волге. Информационную войну за мнение простых американских граждан СССР безусловно выиграл уже в первой половине июля 1942 года.

Во-вторых, целенаправленная подготовка общественности союзников, в первую очередь США и Великобритании, позволила советской дипломатии не только пытаться влиять на принятие военно-политических решений, но и обеспечила помощь Сталинграду от обычных людей и общественных организаций стран Запада, которая подробно описана в монографии Д. А. Белова42.

В-третьих, быстро сформированный советскими источниками информации образ Сталинградской битвы в СМИ США позволил через прессу оказывать давление на военно-политическое руководство союзников в самом важном для СССР вопросе - вопросе второго фронта. Следовательно, информационная борьба вокруг Сталинграда была выиграна Советским Союзом по всем направлениям ещё до начала сражения, что внесло весомый вклад в общую Победу.

  • 1. Попов В. Н. Сталинградская битва: по новейшим исследованиям//Новая и Новейшая история. 2007. № 2. С. 3-32; Мягков М. Ю. Операция "Марс" и её значение в ходе Сталинградской битвы// Сталинградская битва: история и значение. М. 2003; Ржешевский О. А., Кульков Е. Н., Мягков М. Ю. Всё о великой войне. M. 2010; Белов Д. А. Сталинград в оценке общественности Великобритании и США. 1942-1945. Волгоград; Самара. 2011; Великая Отечественная война 1941-1945 годов: В 12 т. Т. 1. М. 2011: Исаев А. В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. M. 2008; Сталинград: забытое сражение. М. 2005; Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. М. 2005; Beevor A. Stalingrad. London. 1998; Bellamy C. Absolute War: Soviet Russia in the Second World War. New York. 2007; Craig W. Enemy at the Gates: The Battle for Stalingrad. New York. 1973.
  • 2. New York Times. 1931. May 18. P. 4; New York Times. 1931. September 22. P. 10; Lewiston Morning Tribune. 1931. May 18. P. 1; Evening Independent. 1929. August 3. P. 1; Pittsburgh Press. 1937. September 2. P. 1, 4.
  • 3. Portsmouth Times. 1941. October 18. P. 3; New York Times. 1941. October 26. P. 5; Boston Daily Globe. 1941. September 29. P. 1.
  • 4. Tuscaloosa News. 1941. October 17. P. 3; Reading Eagle. 1941. October 17. P. 14; Daily Times. 1941. October 9. P. 1.
  • 5. Boston Daily Globe. 1941. September 29. P. 1; Lewiston Daily Sun. 1941. October 28. P. 4.
  • 6. Palm Beach Post. 1942. May 15. P. 118; Deseret News. 1942. May 14. P. 3; Youngstown Vindicator. 1942. May 15. P. 17.
  • 7. Великая Отечественная война 1941- 1945 годов: В 12 т. Т. 1. С. 241; Исаев А. В. Указ. соч. С. 426-430 .
  • 8. Rock Hill Herald. 1942. July 13. P. 1; Pittsburgh Press. 1942. July 12. P. 1, 6, 7; St. Petersburg Times. 1942. July 14. P. 1, 10; Edmonton Journal. 1942. July 13. P. 34.
  • 9. Pittsburgh Press. 1942. July 12. P. 6.
  • 10. St. Petersburg Times. 1942. July 12. P. 1.
  • 11. Boston Daily Globe. 1942. July 12. P. 5.
  • 12. Palm Beach Post. 1942. July 12. P. 3.
  • 13. Ibidem.
  • 14. Toronto Daily Sun. 1942. July 12. P. 1, 2; Ottawa Citizen. 1942. July 12. P. 1; Vancouver Sun. 1942. July 12. P. 1; Indian Express. 1942. July 12. P. 2; Montreal Gazette. 1942. July 12. P. 1; Windsor Daily Star. 1942. July 12. P. 1; Glasgow Herald. 1942. July 12. P. 1.
  • 15. Spokane Daily Chronicle. 1942. July 13. P. 1.
  • 16. Oakland Tribune. 1942. July 13. P. 1.
  • 17. Telegraph-Herald. 1942. July 13. P. 1.
  • 18. Deseret News. 1942. July 13. P. 1.
  • 19. Evening Independent. 1942. July 13. P. 1.
  • 20. Белов Д. А. Указ. соч. С. 33-34.
  • 21. Cassidy H. Moscow Dateline: 1941-1943. Boston. 1943. P. 326-327 .
  • 22. Olean Times Herald. 1942. July 13. P. 1,4; Nevada State Journal. 1942. July 13. P. 2, 5; Norwalk Hour. 1942. July 13. P. 1; Mansfield News Journal. 1942. July 13. P. 1; Deseret News. 1942. July 13. P. 1.
  • 23. Telegraph-Herald. 1942. July 13. P. 1; Deseret News. 1942. July 13. P. 1.
  • 24. Gilmore E. Me and My Russian Wife. New York. 1954. P. 96-103.
  • 25. Cassidy H. Op. cit. P. 351, 359-362 ; Brown J. Russia Fight. New York, 1943. P. 159.
  • 26. Pittsburgh Press. 1942. July 14. P. 1.
  • 27. Warsaw Daily Times. 1942. July 14. P. 1, 6.
  • 28. Meriden Record. 1942. July 14. P. 6.
  • 29. Miami News. 1942. July 17. P. 1; Kokomo Tribune. 1942. July 17. P. 1; Bend Bulletin. 1942. July 17. P. 1, 2; Toledo Blade. 1942. July 17. P. 2.
  • 30. Toledo Blade. 1942. July 17. P. 2.
  • 31. Portsmouth Times. 1942. July 17. P. 1.
  • 32. Victoria Advocate. 1942. July 17. P. 1; Reno Evening Gazette. 1942. July 17. P. 1.
  • 33. Исаев А. В. Указ. соч. С. 12; Craig W. Op. cit. P. 25.
  • 34. Cumberland Times. 1942. July 17. P. 1, 2; Berkeley Daily Gazette. 1942. July 17. P. 1; Clearfield Progress. 1942. July 17. P. 1, 2.
  • 35. Berkeley Daily Gazette. 1942. July 17. P. 1.
  • 36. Pentwater News. 1942. July 17. P. 10.
  • 37. Mount Airy News. 1942. July 17. P. 8; Lawrence Daily Journal World. 1942. July 17. P. 4.
  • 38. Saskatoon Star-Phoenix. 1942. July 17. P. 1.
  • 39. St. Petersburg Times. 1942. July 17. P. 6.
  • 40. Ibidem.
  • 41. Ibidem.
  • 42. Белов Д. А. Указ. соч. С. 106-150.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться