издается с 1879Купить журнал

Незнаменитый герой битвы на Волге

"В великой битве на Волге активное участие принимали волжские речники. Они осуществляли многочисленные перевозки бойцов и командиров, эвакуировали раненых и гражданское население, переправляли через Волгу различные грузы"1, - писал Зосима Алексеевич Шашков (1905-1984), нарком (затем - министр) речного флота в 1939-1960 годах. О подвигах волгарей в советское время было опубликовано немало работ, но сегодня эти события оказались во многом забыты. Хотелось бы напомнить о судьбе одного из не самых знаменитых участников Сталинградской битвы - речного теплохода "Академик Тимирязев", погибшего при выполнении боевого задания в 1942 году.

Пароход "Академик Тимирязев" подходит к пристани Балаково. Конец 1930-х гг.

Музей истории Балаково

Пароход "Академик Тимирязев" подходит к пристани Балаково. Конец 1930-х гг.

Герой нашего повествования вошёл в строй в 1917 году и изначально назывался "Вадим Аршаулов". Своё название судно получило в честь Вадима Павловича Аршаулова (1859-1942) - директора крупнейшего судоходного общества "Кавказ и Меркурий", выдающегося инженера, работавшего в области дизелестроения. В 1920 году он покинул Россию, в эмиграции сотрудничал с выдающимся кораблестроителем В. И. Юркевичем, был автором проекта дизельных двигателей для знаменитого лайнера "Нормандия".

"Вадим Аршаулов" относился к серии теплоходов типа "Бородино", которые смело можно назвать венцом дореволюционного речного пассажирского судостроения. В то время внутренние водные пути во многих регионах являлись единственными транспортными коммуникациями. По словам известного историка волжского судоходства и судостроения И. А. Шубина, "1911 год должен быть признан одним из самых знаменательных в истории теплоходства на Волге"2. В этом году здесь появились первые пассажирские теплоходы постройки Коломенского завода - колёсный "Урал" (оказавшийся неудачным) и винтовой "Бородино". Последний был построен по заказу общества "Кавказ и Меркурий".

Среди технических усовершенствований новым и оригинальным было устройство винтов. Для плавания по относительно мелким рекам винты были расположены достаточно высоко, но при этом защищены особыми сводами, устроенными под кормой судна. На стоянке верхние лопасти выступали из воды, но, как только машина начинала работать и винты приходили в движение, вода поднималась под свод, заполняла всю его камеру, выгоняя оттуда воздух, и винты работали в сплошном водяном потоке. Конструктивным недостатком являлась небольшая тряска, вызванная не совсем удачной конструкцией кормовой части теплохода, которая впоследствии была переделана.

Внутреннее устройство теплохода, как отмечал Шубин, "представляло собой последнее слово техники судостроения"3. Правление судоходного общества осталось довольно новым судном и вскоре заказало Коломенскому заводу ещё 13 пассажирских теплоходов по образцу "Бородино" для обслуживания ежедневной линии Нижний Новгород - Астрахань. Всего в 1912-1917 годах в строй вошли 11 теплоходов: "Бородино", "Двенадцатый год", "Фельдмаршал Кутузов", "Багратион", "Цесаревич Алексей", "Царьград", "Петроград", "Царь Михаил", "Король Альберт", "Великий князь Николай Николаевич", "Вадим Аршаулов"4.

Мирная работа "Вадима Аршаулова" продолжалась недолго. В марте 1918 года флот общества "Кавказ и Меркурий", насчитывавший 44 речных и 18 морских судов (на Каспии), был национализирован5. К июню 1918-го в речных бассейнах было создано восемь областных управлений, в том числе Волжское областное управление водного транспорта с центром в Нижнем Новгороде6. Судьбы национализированных судов сложились по-разному: многие из них вошли в состав речных флотилий, созданных на Волге и Каме противоборствующими сторонами Гражданской войны, одни погибли в ходе боевых действий, другие дожили практически до наших дней.

"Вадим Аршаулов" был мобилизован по военно-судовой повинности в состав Речной боевой флотилии, созданной морским ведомством правительства адмирала Колчака на Каме в 1919 году. Активная работа по созданию флотилии началась 1 марта 1919-го. Её главной базой была Пермь. Основной силой флотилии были три дивизиона кораблей7.

Первый бой флотилии с красными судами произошёл 24 мая за Елабугой, у Святого Ключа. Он закончился победой белых кораблей, подбивших и заставивших выброситься на берег красные канонерские лодки "Терек" и "Рошаль". Однако начавшееся вскоре общее отступление Западной и Сибирской белых армий свело на нет все последствия победы. Уже 2 июня кораблям флотилии пришлось прорываться с боем мимо оставленного белыми Сарапула. Флотилия прекратила своё существование в конце июня 1919 года, когда её корабли были большей частью сожжены в устье реки Чусовой близ Перми, а личный состав и часть имущества эвакуированы в Тюмень, впоследствии послужив основой для других морских частей и подразделений.

Приказом командующего флотилией контр-адмирала М. И. Смирнова № 49 от 8 апреля 1919 года "Вадим Аршаулов" вошел в её состав в качестве базы штаба командующего и получил наименование "Волга"8. 3 мая по случаю начала кампании на "Волге" был отслужен молебен9. Работа штаба флотилии была весьма напряжённой. Смирнов в своём отчёте писал: "Работа моего походного штаба, состоявшего из трёх офицеров, была совершенно непосильна. Днём и ночью приходилось отдавать распоряжения, шифровать телеграммы и т. п. В течение месяца, прошедшего со времени начала кампании, офицеры моего штаба совершенно измучились, поэтому я вызвал теплоход "Волгу" для усиления штаба"10.

Штабному кораблю довелось принять участие в последней из немногочисленных крупных операций флотилии - эвакуации Сарапула в начале июня 1919 года. "От начальника штаба капитана 1-го ранга Фомина, бывшего на теплоходе "Волга", я узнал следующие подробности эвакуации города Сарапула. Он успел отправить вверх по реке все пароходы и большую часть барж, а сам с "Волгой" и двумя вооружёнными судами - "Скорый" и "Стройный" - оставался у пристани, распоряжаясь посадкой на суда частей армии и запасов до последнего момента. Наконец, на плавучую пристань вскочил эскадрон кавалерии, отступавшей в арьергарде армии, и на набережной появилась неприятельская пехота, открывшая огонь по судам. На "Волге" находилась одна рота морских стрелков: она открыла огонь по неприятелю. "Волга", взяв на буксир пристань с эскадроном, борт о борт, пошла вверх по реке под шрапнельным огнём противника"11, - писал Смирнов.

В это же время переход в наступление 2-й армии красных в ходе Сарапуло-Воткинской операции обеспечивали корабли и суда Волжской военной флотилии, среди которых был небольшой буксирный пароход "Персиянин"12. На нём служил молодой речник Сергей Напитухин - в будущем известный волжский капитан. Именно ему доведётся спустя 23 года вести в последний рейс теплоход, воевавший в 1919 году под Андреевским флагом…

Теплоход "Бородино" - головное судно серии, к которой относился "Академик Тимирязев". Фото: из архива журнала "Родина"

Теплоходу удалось избежать печальной участи большинства кораблей и судов Камской флотилии, которые сгорели в устье Чусовой. Он продолжил мирную работу на Волге под названием "Лев Троцкий", которое носил с 1919 по 1929 год, а затем был переименован в "Академика Тимирязева"13. В 1920-1930-е годы система управления речным транспортом неоднократно менялась. 10 января 1920 года Совнарком принял декрет о передаче управления водным транспортом Наркомату путей сообщения. 30 января 1923 года организованы государственные речные пароходства, в том числе самое крупное - Волжское.

В январе 1931-го было ликвидировано управление Волжского государственного речного флота и создано 16 управлений речным транспортом (госпароходства), в том числе Волжское управление речного транспорта, которому подчинялись семь местных управлений. В феврале 1934 года Волжское управление речного транспорта (ВУРТ) было разделено на Верхне-Волжское, Средне-Волжское и Нижне-Волжское речные пароходства14. В состав Верхне-Волжского пароходства вошёл и "Академик Тимирязев".

С началом Великой Отечественной войны экипаж теплохода, находившегося тогда в плавании, по примеру многих других трудовых коллективов СССР единогласно заявил о своей готовности стать в ряды защитников страны15. Однако многие речники, от которых зависела стратегическая задача - обеспечение навигации по крупнейшей транспортной артерии страны Волге, не были призваны в вооружённые силы, а остались на своих рабочих местах. Вскоре им предстояло в полной мере участвовать в боевых действиях.

Учитывая чрезвычайную важность волжской коммуникации, ГКО неоднократно обсуждал вопрос о подготовке к речной навигации 1942 года на Волге. Накануне её комитет издал директиву за подписью Сталина, в которой было указание советским и партийным организациям приречных областей, учитывая особое значение речного транспорта в условиях войны, повседневно помогать речникам в обеспечении вывоза нефти, хлеба, угля, соли и других грузов. В первой половине навигации транспортный комитет ГКО в развитие директивы принял ряд решений о переключении на Волгу большого количества грузов с железных дорог для южных фронтов и оборонных предприятий16.

Сергей Алексеевич Напитухин - капитан теплохода "Академик Тимирязев" - один из старейших волжских капитанов. Фото: из архива журнала "Родина"

В первый период Сталинградской битвы, в июле 1942 года, "Академик Тимирязев" под командованием Сергея Алексеевича Напитухина совершил рейс из Сталинграда в Астрахань. Единственной защитой от вражеской авиации была маскировка теплохода кустарником. Как вспоминал капитан, "Академик Тимирязев" "превратился в движущийся зелёный остров"17.

Гражданские пассажиры были высажены в Сталинграде, на борту находились лишь сотрудники посольства СССР в Иране и представитель американской дипмиссии, который через Астрахань должен был добраться до Турции. Во время следования судно подверглось атаке германского бомбардировщика. Одна из бомб попала в надстройку. По свидетельству Напитухина, американский дипломат попросил на память её осколок как свидетельство своего участия в боевых действиях. В Астрахани был проведён косметический ремонт теплохода, а рулевая рубка забронирована металлическими листами.

В августе 1942 года "Академик Тимирязев" в качестве головного вместе с пароходом "Коммунистка" и теплоходом "Память тов. Маркина" (однотипное с "Тимирязевым" судно, изначально называвшееся "Багратион"; это, возможно, единственный из теплоходов типа "Бородино", сохранившийся до нашего времени в Крыму) должен был выйти в рейс на Горький для капитального ремонта. Пассажиров на судне не было, за исключением нескольких членов семей и четырёх военнослужащих, выписавшихся из госпиталя, а также кастелянши госпитального парохода "Пролетарий", проникшей на борт нелегально (изначально капитан отказал ей в посадке)18.

Упомянем о самой страшной опасности, которая поджидала корабли и суда на просторах Волги в 1942 году, - немецких минах. Борьбе с судоходством среди задач немецкой авиации отводилась важная роль. Об этом говорилось в известной директиве Гитлера № 45: "Следует при случае производить налёты на Астрахань, движение судов в нижнем течении р. Волга должно быть парализовано путём сбрасывания мин…" Авиация, входившая в состав 8-го авиакорпуса люфтваффе, наносившая удары по Сталинграду и волжскому судоходству, базировалась на аэродромах, находившихся близко к линии фронта: в Сталино - 51-я эскадра "Эдельвейс", в Краматорске - 2-я и 3-я группы 55-й эскадры "Грайф" и в Кутейниково - 1-я группа 55-й эскадры. Немецкими лётчиками использовались мины различных типов - ГМА, ГМВ и ВМ1000, которые были оборудованы в том числе акустическими взрывателями и имели заряд весом от 300 до 680 кг, позволявший уничтожить практически любой тип речного судна. По советским данным, в период с 22 июля по 10 августа 1942 года было поставлено 296 мин, а всего в течение года в Волгу германской авиацией было сброшено около 350 мин19.

Советская сторона организовывала борьбу с минной опасностью: 5 июня 1942 года в составе Волжской военной флотилии начала формироваться бригада траления, 11 июня совместным приказом наркомов ВМФ и речного флота было введено положение о службе наблюдения за возможными минными постановками авиации противника и о порядке плавания от Астрахани до Саратова20. Ранее, 23 апреля, Сталинградский городской комитет обороны принял решение "Об охране судоходства по р. Волге от воздушного нападения противника на участке Камышин-Астрахань"21. Но эти меры оказались недостаточными: в 1942 году погибли, преимущественно от бомб и мин, более 100 судов22. Причинами этого были недостаток времени и средств для организации полноценной борьбы с минами, нехватка тральщиков, несовершенство конструкции тралов, отсутствие опыта плавания в условиях минной и воздушной опасности у экипажей речных судов23.

Но вернёмся к описанию рейса "Академика Тимирязева", ставшего последним. Из-за задержки парохода "Коммунистка" из Астрахани вышли два теплохода - "Академик Тимирязев" и "Память тов. Маркина" (капитан - К. Д. Лапотников). Возле Владимировки от командира полуглиссера Волжской военной флотилии речники получили информацию о минных полях в районе основного судового хода по Крымскому перевалу из луговой стороны Пшеничного Яра в горный Верхний Старицкий (Крымский) Яр. Этот участок удалось миновать благополучно.

Схема района гибели теплохода "Академик Тимирязев". Фото: из архива журнала "Родина"

7 августа у приверха (верхней части, обращённой против течения) острова Яшин "Академик Тимирязев" подорвался на мине24. Обстоятельства его гибели подробно описал капитан Напитухин: "Лоцман Крайнов посоветовал мне нанести на карту все минные поля, о которых рассказал командир из военной флотилии. Я пошёл к себе в каюту за картой… и в этот момент услышал за спиной страшный треск. Я обернулся и всё понял.

У входа в первый класс кверху летели обломки надстройки. Потолок начал обламываться, я понял, что сейчас буду раздавлен, и побежал на корму. Теплоход разорвало на две части, и середина судна стала проваливаться.

Я не успел добежать до столовой второго класса, как произошёл взрыв второй мины. Надстройка теплохода рассыпалась, и я очутился в воде.

Выбрался на плывущий щит (потолок второй палубы) и увидел гибель любимого теплохода. Носовая часть судна перевёртывалась на левый борт, а корма приподнялась и вместе с надписью "Академик Тимирязев" на фальшборте ушла под воду. Глубина реки в этом месте была 18 метров.

На носу у форштевня возле якоря было человек 15 членов команды. Воздух в большем по объёму носовом кубрике создавал временную плавучесть, но гибель этих людей казалась неизбежной. Многие из них держали спасательные круги и спасательные пояса.

Смотреть на всё это было невыносимо, но с берега на помощь уже вышли лодки бакенщиков и местных жителей.

Большая лодка сняла всех, находившихся у якоря. Надо отдать должное: люди не потеряли самообладания, дождались помощи. Только у буфетчика Ангутина не выдержали нервы, он бросился в воду, но его подобрала всё та же завозня. Только лодка с людьми отплыла от носа теплохода, как корпус ушёл в воду.

К щиту, на котором я находился, подплыли матросы Корытин и Щавелев. Одному я предложил выбраться на другой конец щита, а другому указал на плывущий спасательный круг.

Ближе к горному берегу я увидел плывущего на обломках II пом. механика И. А. Маслова. Он просил о помощи - у него был сильно повреждён бок. Помогли.

Щит, на котором мы плыли, уносило вместе с обломками надстройки на главный судовой ход. В это время к нам подплыла лодка, в которой находились женщина с девочкой. Все мы забрались в лодку. Подобрал я и мешок с сухой рыбой, так как не знал, сколько мы будем находиться на берегу.

Выйдя из лодки, я увидел лежащих на заплёске (узкая полоса берега у нижней части яра у самого уреза воды. - Н. К.) раненых. День был жаркий, и многие сушились на солнце. Женщины из команды, увидев меня живым, бросились целовать.

В луговом Пшеничном Яру встал на якорь теплоход "Память Маркина", а его команда вышла на шлюпке оказать помощь тимирязевцам.

Надстройка нашего теплохода плыла по оси судового хода. Шлюпка с маркинцами, которые сняли с неё кое-какие вещи, только успела отвалить, как на середине Крымского перевала надстройка подорвалась на минах. С берега я увидел два высоких водяных столба.

Вскоре к месту катастрофы подошёл катер-тральщик, который взял на борт всех раненых и спасшихся членов нашего экипажа и переправил на "Память Маркина".

Катер шёл минными полями между красными бакенами. Старший по тралению заявил, что в этом районе мин нет, кстати, не должно их быть и там, где подорвался "Академик Тимирязев".

Услышав о катастрофе, вернулся на глиссере и капитан III ранга. Вместе с ним мы прошли путём нашего теплохода, то есть тем, который он рекомендовал. Капитан заявил, что красные бакены, загораживающие минные поля, стоят правильно и тральщик был неправ.

Стало ясно, что ещё не ведётся должного наблюдения за постановкой мин противником. Позднее руководство Волжской военной флотилии организовало службу наблюдения и проводки судов.

До катастрофы на теплоходе находилось 97 человек - членов экипажа и их семей, работников ресторана и почты и пять пассажиров. Погибло 42 человека, а остальные имели тяжёлые и лёгкие ранения. Я отделался легко, были поцарапаны щека и нога, припухли обе ступни"25.

Так, в самом начале Сталинградской битвы погиб теплоход "Академик Тимирязев", которому довелось принять участие в двух войнах. Пусть его участие в Великой Отечественной было недолгим, но и к этому судну и членам его экипажа (многие из которых, в том числе и капитан Напитухин, выжив после катастрофы, принимали участие в Сталинградской битве) относятся слова командующего Сталинградским фронтом А. И. Ерёменко: "Вспоминая грозные дни величайшего сражения, нельзя ещё раз не выразить от имени воинов и командования Сталинградского фронта искренней и тёплой признательности речникам- волжанам"26.

Теплоход "Память тов. Маркина" (бывший "Багратион") - участник Сталинградской битвы. Судак, конец 1990-х гг. Фото: из архива журнала "Родина"
  • 1. Шашков 3. А. Речники в боях за Родину. М. 1975. С. 58.
  • 2. Шубин И. А. Волга и волжское судоходство. М. 1927. С. 692.
  • 3. Там же. С. 693.
  • 4. Соломонов Б. В., Кузнецов Н. А. Золотарёв А. Н. Сто великих кораблей. M. 2012. С. 270.
  • 5. Цыбин В. М. Пароход на Волге. Саратов. 1996. С. 66.
  • 6. Абаева Г. Этапы большого пути. К 165-летию Волжского пароходства// Волго-Невский проспект. 2008. № 18. С. 2.
  • 7. К началу кампании (май 1919 года) в составе флотилии числились: 15 вооружённых пароходов, 2 плавбатареи, 3 плавбазы и плавмастерских в составе 1-го и 3-го дивизионов боевых кораблей, 3 парохода и катер в составе службы связи, 2 посыльных судна, 2 госпитальных судна, 3 военных буксира, 1 гидроавиабаржа с приданными ей 2 катерами и 2 военными буксирами, 1 штабной теплоход, б специально оборудованных понтонов и 1 военный буксир в составе 1-го дивизиона тральщиков. Был сформирован также гидроотряд, в составе четырёх глиссеров. Привлекались и различные суда частных владельцев. К 1 июня 1919 года в составе флотилии числилось 358 офицеров и чиновников и до 3000 матросов.
  • 8. РГА ВМФ. Ф. Р-2180. Оп. 1. Д. 8. Л. 6.
  • 9. ГАРФ. Ф. Р-5881. Оп. 1. Д. 472. Л. 47.
  • 10. Там же. Л. 65-66.
  • 11. Там же. Л. 76-77.
  • 12. Боевая летопись Военно-морского флота 1917-1941. М. 1993. С. 296-297 .
  • 13. Список судов речного флота по переписи 1919-1920 гг. Суда с механическим двигателем. Вып. 1. Бассейн Нижней Волги. Пг. 1921. С. 102-103 .
  • 14. Абаева Г. Указ. соч. //Волго-Невский проспект. 2008. № 19. С. 2.
  • 15. Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М. 1981. С. 16.
  • 16. Шашков 3. А. Указ. соч. С. 59.
  • 17. Богданов Б. В., Рудницкий И. П. Волга фронтовая. Очерки трудового и ратного вклада речников в историческую победу на Волге в 1942-1943 гг. (Книга памяти). Нижний Новгород. 1995. С. 36.
  • 18. Там же. С. 37.
  • 19. Боевая летопись Военно-морского флота 1941-1942. М. 1992. С. 443.
  • 20. Там же. С. 442.
  • 21. Советский речной транспорт… С. 175.
  • 22. Богданов Б. В., Рудницкий И. П. Указ. соч. С. 276-292.
  • 23. Советский речной транспорт… С. 176-177.
  • 24. Там же. С. 290.
  • 25. Там же. С. 36-37.
  • 26. Цит. по.: Шашков 3. А. Указ. соч. С. 72.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться