издается с 1879Купить журнал

Раскрыт смысл пословиц о деньгах и богатстве

13:22

Любопытное исследование представила специалист в области теоретического и славянского языкознания, доктор филологических наук, профессор Белорусского государственного университета Нина Мечковская.

Вильям Каррик, "Торговцы спичками", XIX век.

andcvet.narod.ru

Вильям Каррик, "Торговцы спичками", XIX век.

На страницах журнала "Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова" она рассмотрела два хронологических пласта народной русской афористики - "классические" фольклорные пословицы устного анонимного происхождения, известные по записям XIX века, и "постфольклорные" афоризмы, получившие название "антипословиц".

По мнению ученого, характерные черты пословичной трактовки концептов "деньги", "бедность" и "богатство" состоят в следующем: пословицы о деньгах дидактичны и, за редким исключением, не насмешливы, а серьезны.

"Они - как глава из учебника жизни, написанная с позиций крестьянского здравого смысла", - отмечает автор научной работы. Причем в пословицах тема денег занимает более скромное место, чем в антипословицах, а проблемы бедности и богатства не сводятся к деньгам.

В отличие от классических пословиц, постфольклорные афоризмы насмешливы, скептичны и рассчитаны на "понимающий смешок современника".

В пословицах и антипословицах представлены два хронологических пласта обыденного сознания - фольклорное, аккумулировавшее многовековые народные представления о мире в том виде, в котором они сохранялись в ХIX веке, и "постфольклорное" сознание, отразившееся в письменной афористике многочисленных и потому неизвестных авторов текущих десятилетий.

Источником старинных пословиц являются словари Даля, в частности, созданный в 1862 году сборник "Пословицы русского народа" и "Толковый словарь живого великорусского языка" (1861-1868).

"Пословицы не сводят проблемы бедности и богатства к деньгам - к тому, что их много или мало, - поясняет Нина Мечковская. - Такое широкое и реалистическое понимание жизни формировалось не только опытом поколений, включая осознание важности для человека и семьи нематериальных ценностей жизни, но и самой материальной, экономической реальностью".

Она отмечает, что русские пословицы складывались в условиях, когда крестьянское хозяйство было по преимуществу натуральным. У Даля в десятках пословиц о бедности и богатстве деньги вообще отсутствуют.

В качестве примеров приводятся такие пословицы, как: "Богатому завсе праздник", "Бедному жениться, так ночь коротка", "Тот и хорош, у кого родилась рожь", "Ни дров, ни лучины, а живет без кручины".

"Главная пословичная мудрость о деньгах и богатстве созвучна с евангельской притчей о талантах, - говорится в исследовании. - Это слова укоризны тому рабу, который не вложил отпущенный ему талант в дело, а скрыл монету в земле: "...ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет".

Подобное распределение благ, отнюдь не всем поровну, может казаться несправедливым, но такова правда жизни, отмечает автор, добавив, что американский социолог Роберт Мертоном в 1968 году назвал такое распределение благ "эффектом Матфея".

В сборнике Даля эта мудрость выражена по-разному: "Где вода была, там и будет; куда деньга пошла, там и скопится"; "Деньга деньгу наживает". Или как уверенность, что богатому везет: "Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком". Или что с деньгами и хозяйство ладится: "Есть в мошне, так будет и в квашне".

И наоборот, бедного человека не ценят и не уважают: "Добр Мартын, коли есть алтын"; "Худ Роман, коли пуст карман"; "Судят не по уму, а по карману"; "Рубль есть - и ум есть, нет рубля - нет и ума"; "Бедность плачет, богатство скачет"; "Деньга и камень долбит"; "После бога - деньги первые".

Единственный настоящий соперник деньгам, по русской пословице, - это ум, подчеркивает исследователь. Однако в определении того, кто сильнее, пословицы колеблются и противоречат друг другу. Например: "Богатый ума купит, убогий и свой бы продал, да не берут" и "Только ума на деньги не купить".

Кроме того, в пословицах, не согласных с "эффектом Матфея", утверждается, что деньги не всесильны, и в мире есть вещи, непокорные власти денег и более важные для людей, чем деньги.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться