Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Archaeological Science, выявило новый цвет в художественной палитре Древнего Рима - помпейский серый. Об этом пишет La Brujula Verde.

labrujulaverde.com
Ученые поставили перед собой задачу изучить состав пигментов, использовавшихся в росписях Помпей.
Исследование стало результатом совместной работы Археологического парка Помпей, Университета Саннио и Неаполитанского университета имени Федерико II. Ученые поставили перед собой задачу изучить состав пигментов, использовавшихся в росписях Помпей с III века до н. э. вплоть до трагического извержения Везувия в 79 году н. э.
Чтобы определить химический состав красок, исследователи использовали неинвазивные методы анализа - микроскопию и спектроскопию. Это позволило установить, какие минеральные и синтетические компоненты смешивали художники того времени, чтобы получить новые оттенки.
Главной сенсацией стало обнаружение помпейского серого - уникального оттенка, ранее неизвестного в римском искусстве. Этот цвет отличался особой глубиной и сложностью, которую художники достигали за счет смешивания барита (сульфата бария) и алунита (сульфата алюминия и калия, или квасцового камня).
Это первый известный случай применения сульфата бария в римской фресковой технике. Исследователи полагают, что этот пигмент применялся для создания эффекта объема и реалистичности в фресках, а также мог использоваться в сочетании с другими цветами для усиления светотени.
Директор Археологического парка Помпей Габриэль Цухтригель подчеркнул, что это открытие имеет важное значение для реставрации. Многие помпейские фрески хрупки и требуют бережного подхода, а знание точного состава пигментов поможет разработать новые методы их консервации.
Открытие "помпейского серого" является частью глобального проекта по изучению древнеримской живописи. Археологи также анализировали пигменты в Доме Тиасоса и в недавно найденной Дионисийской мегалографии - масштабной фреске, предположительно изображающей сцены культа Диониса.
До этого момента самыми известными цветами римской настенной живописи считались: помпейский красный (на основе киновари или оксида железа); египетский синий (искусственный пигмент, широко использовавшийся в Античности); охристые и терракотовые оттенки, получаемые из природных глин; яркие минеральные пигменты - например, малaхит (зеленый) или ляпис-лазурь (синий).

Помпейский серый стал первым новым оттенком в известной античной палитре, открытым за последние десятилетия.
Археологи планируют продолжить исследования химического состава фресок, чтобы понять, какие еще неожиданные цветовые решения могли использовать римские мастера.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем