издается с 1879Купить журнал

Копия шедевра Гвидо Рени может оказаться бесценным подлинником

18:36

Во Франции реставраторы усомнились в том, что считающаяся копией картина "Аталанта и Гиппомен" Гвидо Рени является таковой на самом деле. Шедевр отправили на специальное исследование, так как он может оказаться подлинником.

"Аталанта и Гиппомен" в Музее изящных искусств в Либурне после первого этапа реставрации.

Finestre sull'Arte

"Аталанта и Гиппомен" в Музее изящных искусств в Либурне после первого этапа реставрации.

Важное открытие сделано во Франции, сообщило итальянское издание Finestre sull'Arte. Музей изящных искусств в Либурне отправил на реставрацию высококачественную копию картины "Аталанта и Гиппомен" - работы выдающегося художника из Болоньи.

До сих пор считалось, что Гвидо Рени написал две версии этой работы, одна из которых хранится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе, а другая в Музее Прадо в Мадриде. Кстати, обе картины недавно были представлены вместе в Болонье на выставке.

Третья версия была обнаружена в ходе инвентаризации, устроенной в Музее изящных искусств в Либурне. Картина внесена в официальный музейный каталог не как подлинник, а как поздняя копия "Аталанты".

Однако директор музея Каролин Фийон и реставратор Софи Жарросон решили изучить работу более подробно. Ее передали специалистам Центра исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF), которые обнаружили на ней некие элементы, указывающие на возможный автограф художника.

Исследователи провели небольшое историческое расследование. Оно показало, что вызвавшую сомнение картину в 1949 году муниципалитету пожертвовало некое частное лицо. Причем в постановлении тех лет указано, что это "прекрасная копия размером 2х3 метра с картины Гвидо "Гиппомен и Аталанта", оригинал которой находится в музее Неаполя". Предполагалось, что "копия" могла быть написана в XIX веке.

До последнего времени опровергнуть данную гипотезу было почти невозможно, но сейчас появились технологии, позволяющие проводить детальный анализ картин фактически без физического соприкосновения с ними.

В данном случае новые технологи вскрыли слои, о которых раньше исследователи не подозревали. Кроме того, они помогли убрать следы окисления и увидеть истинные цвета.

Все это вкупе неожиданно открыло картину отличного качества, которая неоднократно переделывалась и перекрашивалась. В какой-то момент на ней появились новые элементы, в частности, кто-то подрисовал персонажам сандалии.

Исследователи обратили внимание на подготовительный слой красной охры, анализ которого указал на более раннюю дату создания картины. Чтобы проверить это, работу подвергли радиографии, что помогло выявить изменения в композиции и исполнении некоторых деталей одежды, добавленных позже, а затем удаленных. Потом картину изучили методом рефлектографии, с помощью которой обнаружили фоновый рисунок - вероятно, набросок для оригинальной работы.

А сделанный впоследствии рентгеновский снимок вскрыл факт использования плетения "елочка", характерного для Италии XVII века. И уже сам по себе этот факт может указывать на то, что это подлинник, а не копия, написанная в XIX веке.

Впрочем, исследование еще продолжается. Окончательные выводы будут сделаны после второго этапа реставрации, когда восстановленную картину можно будет детально сравнить с двумя известными версиями.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться