Искусствовед Мередит Хейл из Университета Эксетера раскрыла нашумевшее преступление, совершенное более 70 лет назад. Она сумела найти вора, укравшего портрет Вольфганга Вильгельма Пфальц-Нойбургского работы знаменитого фламандского живописца Антониса ван Дейка (1599-1641).

Buccleuch Living Heritage Trust
Украденный более 70 лет назад портрет работы ван Дейка вернули законным владельцам.
Подробности необычного детективно-исторического расследования Мередит Хейл изложила на страницах журнала British Art Journal, а коротко ее рассказ передает ресурс Phys.org.
Портрет Вольфганга Вильгельма Пфальц-Нойбургского хранился в Боутон-хаусе, графство Нортгемптоншир, в резиденции герцогов Бакклю и Куинсберри с 1682 года.
Портрет был написан маслом и представлял большой интерес не только для исследователей, но и для коллекционеров, в том числе частных. Он входил в состав коллекции из 37 картин, написанных ван Дейком в XVII веке. Портрет пропал в 1951 году из Боутон-хауса, но известно об этом стало только шесть лет спустя.
Пропажу заметила Мэри Монтегю Дуглас Скотт, на тот момент герцогиня Бакклю и Куинсберри. Все эти годы кража оставалась нераскрытой. И только в наши дни благодаря расследованию доктора Мередит Хейл тайну преступления удалось разгадать.
Оказалось, что весьма ценное произведение искусства пересекло Атлантику, а в роли посредников выступили, как сообщила Мередит Хейл, "некоторые из самых выдающихся представителей художественного истеблишмента Великобритании и Соединенных Штатов Америки".
В ходе расследования Хейл изучила корреспонденцию различных экспертов и архивы аукционных домов, включая знаменитый Christie's в Лондоне. Постепенно удалось восстановить хронологию перехода картины из рук в руки.
"Благодаря новым архивным исследованиям в Великобритании, США и Канаде мне удалось реконструировать перемещения картины на протяжении трех поколений, поскольку она проходила через руки экспертов, реставраторов, аукционистов, дилеров и коллекционеров от Лондона до Торонто", - говорит доктор Хейл.
Успех кражи, которую долго не могли раскрыть, раньше объясняли невероятной дерзостью вора. На деле все оказалось куда прозаичнее - по версии Хейл, вор прикрывался респектабельностью эксперта.
Картину похитил имевший к ней доступ Леонард Джеральд Гвинн Рэмси, редактор журнала The Connoisseur и член Общества антикваров. Удалось установить, что он посетил Боутон-хаус в июле 1951 года вместе с фотографом. Целью его визита был сбор материала для ежегодника за 1952 год.
В то время в резиденции царил беспорядок, так как в Боутон-хаус еще во время Второй мировой войны свезли многие произведения искусства, для сохранности.
Вероятно, внимание Рэмси привлекла коллекция из 37 работ ван Дейка, каждая из которых представляла собой набросок маслом портрета выдающегося человека - принца, ученого, военачальника и художника.
Набросок портрета Вольфганга Вильгельма последний раз видели в Боутон-хаусе в июле 1950 года, недалеко от двери небольшой кладовой или ванной комнаты. Вероятно, оттуда он и был похищен.
Вскрытая уже в наши дни переписка между Рэмси и историком искусства Людвигом Гольдшайдером показала, что первый намеревался продать две картины, поскольку нуждался в деньгах на покупку новых… занавесок.
Гольдшайдер предоставил Рэмси сертификат подлинности, при помощи которого портрет был анонимно продан на аукционе Christie's всего за 189 фунтов. Произошло это в апреле 1954 года.
В марте 1955 года картину приобрел торговец произведениями искусства в Нью-Йорке, который очистил ее и перепродал частному коллекционеру уже за 2700 долларов. Коллекционер же передал ее в Художественный музей Фогга Гарвардского университета.
Сотрудники музея вскоре засомневались в законности сделки и в 1960 году вернули картину коллекционеру, после смерти которого в 1981 году картину подарили Художественному музею Университета Торонто. И вот теперь, после проведенного расследования, Университет Торонто вернул портрет нынешнему герцогу Бакклю.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем