издается с 1879Купить журнал

История Общества друзей воздушного флота СССР

20 марта 2025

Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) было создано в СССР 8 марта 1923 года. Общество создавалось как массовая общественная организация, целью которой стали содействие развитию авиации и воздухоплавания в стране и пропаганда авиации, оказании материальной и иной помощи в создании отечественной авиации и авиационной промышленности, а также в привлечении молодежи к занятиям авиамоделизмом, планеризмом и авиационным спортом, подготовке кадров летчиков. Лозунгом ОДВФ был призыв: "Трудовой народ, строй воздушный флот!"

Агитсамолет "Лицом к деревне" ОДВФ РСФСР

Агитсамолет "Лицом к деревне" ОДВФ РСФСР

Предпосылки создания

После Гражданской войны (1917-1922) СССР находился в сложном экономическом положении, но руководство страны понимало стратегическую важность авиации для обороны и развития экономики. Советские военачальники, и прежде всего один из создателей Красной армии Лев Троцкий, оценили значение авиации в годы Первой мировой и Гражданской войны. Власти решили привлечь к процессу создания советского воздушного флота широкие массы населения. Для этого была создана общественная организация Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) - она объединила энтузиастов авиации. Широкий охват осуществлялся за счет большого круга возможностей - помочь авиации можно было как собственным трудом - участвуя в субботниках по обустройству аэродромов и постройке планеров, так и по подписке - купив значок, открытку или марку. Средства от продажи таких атрибутов передавались в фонд для постройки самолетов. Номинал марок был доступен почти всем - от 1 копейки до 1 рубля (в золотом эквиваленте - примерно 100 рублей в реалиях 2025 года).

"Нам нужна, разумеется, не самодовлеющая агитация по поводу воздушного флота, - нам нужен именно воздушный флот, многочисленный и технически совершенный. Агитация должна быть подчинена этой задаче, освещая ее с технической, промышленной, общехозяйственной, военной, политической и воспитательной точек зрения. Нужно держать читателя в курсе авиационного дела и заграницей, и у нас", - писал Троцкий в своем обращении к редколлегии газеты "Правда".

Цели и задачи ОДВФ

Основными задачами Общества друзей воздушного флота были:

Популяризация авиации среди населения через лекции, выставки, авиационные праздники и публикации в прессе.

Сбор средств на строительство самолётов, аэродромов и авиационных школ. Члены общества добровольно вносили взносы, которые шли на развитие авиации.

Подготовка кадров для авиации. ОДВФ организовывало кружки и курсы, где молодёжь могла изучать авиационное дело.

Развитие авиационной промышленности и поддержка отечественного авиастроения.

Деятельность ОДВФ

Журнал "Самолет".

ОДВФ быстро стало популярным в СССР. В ноябре 1923 вышел первый номер печатного органа ОДВФ - журнала "Самолёт", был проведён первый слёт планеристов в Крыму. Уже к 1924 году в его рядах состояло более миллиона человек. Общество активно занималось пропагандой авиации: проводило авиационные праздники, организовывало полёты агитационных самолётов, выпускало журналы и брошюры. Одним из самых известных проектов ОДВФ стал сбор средств на строительство самолётов, которые затем передавались в военно-воздушные силы или гражданскую авиацию.

На собранные средства были построены десятки самолётов, которые часто носили имена организаций или городов, внесших наибольший вклад. Например, самолёты назывались "Московский рабочий", "Пионер" или "Комсомолец". Эти акции не только помогали развивать авиацию, но и укрепляли патриотические настроения среди населения.

В 1925 году по инициативе ОДВФ был проведён перелёт группы советских лётчиков из Москвы в Пекин. Уникальный для своего времени перелёт - около 7 тысяч километров, требовал не только технической базы, но и высокой квалификации летчиков. Возглавил перелет один из пионеров русской авиации Константин Арцеулов.

Сергей Королев, Сергей Люшин и Константин Арцеулов у планера "Коктебель". 1929 г.

В мае 1925 произошло слияние ОДВФ и Общества друзей химической обороны (Доброхима) в Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности (Авиахим). К моменту слияния этих обществ ОДВФ насчитывало 2 млн. членов, было собрано свыше 4,5 млн. рублей золотом, построено свыше 120 военных и гражданских самолётов, десятки аэродромов и посадочных площадок, оказана финансовая поддержка самолёто- и моторостроительным заводам, авиашколам, Центральному аэрогидродинамическому институту, Академии воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского, проведена большая просветительская и пропагандистская работа.

Реорганизация

В мае 1925 произошло слияние ОДВФ и Общества друзей химической обороны (Доброхима) в Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности (Авиахим). К моменту слияния этих обществ ОДВФ насчитывало 2 млн. членов, было собрано свыше 4,5 млн. рублей золотом, построено свыше 120 военных и гражданских самолётов, десятки аэродромов и посадочных площадок, оказана финансовая поддержка самолёто- и моторостроительным заводам, авиашколам, Центральному аэрогидродинамическому институту, Академии воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского, проведена большая просветительская и пропагандистская работа.

В 1925 году по инициативе ОДВФ (Общества друзей Воздушного флота - предшественника ДОСААФ) был проведён перелёт группы советских лётчиков из Москвы в Пекин. Уникальный для своего времени перелёт (около 7000 км) требовал серьёзной подготовки.

Авиахим продолжил деятельность по развитию авиации и химической промышленности, а также по подготовке населения к обороне страны.

В 1927 году Авиахим был преобразован в Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), которое стало одной из самых массовых организаций в СССР. Осоавиахим играл ключевую роль в подготовке молодёжи к службе в армии, развитии авиационного спорта и укреплении обороноспособности страны.

К.Э. Циолковский среди членов калужской секции Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

К 1933 году Сталин, комментируя итоги Первой пятилетки, констатировал: "У нас не было авиационной промышленности. Теперь она есть!". В том же 1933 году был учрежден День воздушного флота. Он отмечался 18 августа - в выходной день действовавшему тогда рабочему календарю "шестидневки". Впоследствии праздник стал переходящим и отмечается в третье воскресенье августа.

Наследие ОДВФ

Деятельность Общества друзей воздушного флота стала важным этапом в истории советской авиации. ОДВФ не только способствовало развитию авиационной промышленности, но и воспитало целое поколение лётчиков, инженеров и авиационных специалистов, которые сыграли ключевую роль в годы Великой Отечественной войны. Многие известные советские лётчики, такие как Валерий Чкалов, начинали свой путь в авиации благодаря кружкам и курсам, организованным ОДВФ и его преемниками. ОДВФ и его преемники Авиахим и Осоавиахим стали важным элементом в становлении СССР как одной из ведущих авиационных держав мира.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться