издается с 1879Купить журнал

Раскрыта тайна "невыносимой жестокости" царей Древней Месопотамии

20 марта 2025

Древняя Месопотамия с ее первыми государствами традиционно воспринимается как место, где власть утверждалась и поддерживалась исключительно силой. Однако исследование, опубликованное в Journal of the Economic and Social History of the Orient, ставит под сомнение этот устоявшийся взгляд, сообщает La Brujula Verde.

Ассирийский царь Тиглатпаласар III, стоящий на правом плече врага, на рельефе из центрального дворца в Нимруде, около 728 г. до н. э.

Wikimedia Commons

Ассирийский царь Тиглатпаласар III, стоящий на правом плече врага, на рельефе из центрального дворца в Нимруде, около 728 г. до н. э.

Стивен Дж. Гарфинкл и Сет Ричардсон проанализировали личные письма, административные записи и правовые кодексы периода Третьей династии Ура (2012-2004 гг. до н. э.) и Старовавилонского периода (2004-1595 гг. до н. э.). Исследователи пришли к выводу, что насилие не было ключевым фактором в политической и социальной жизни Месопотамии того времени.

Да, военные кампании и жестокие наказания играли важную роль во внешней политике, однако внутреннее общество Месопотамии строилось совсем по другим принципам: его регулировало не физическое насилие, а репутация.

Потерять репутацию и достоинство означало стать изгоем для общества, что было гораздо страшнее, чем физическое наказание. Это подтверждают личные письма и административные записи, изученные в ходе исследования. Они показывают, что конфликты чаще решались через штрафы, компенсации и мирные соглашения, а не насилие.

Ярким примером служит история купца Эа-нахира из Ура. Когда его репутация была испорчена, он столкнулся с большими финансовыми трудностями, так как потерял доверие своих деловых партнеров. Однако в письмах к нему не было угроз насилия, а лишь упреки в ненадежности и предупреждения о возможных последствиях для его бизнеса.

Хотя в официальных царских надписях часто встречаются описания военных побед и жестокости, на практике в Месопотамии насилие было скорее исключением, чем правилом. Пропаганда правителей Ура и Вавилона изображала их как победителей в войнах, но внутренняя жизнь общества была гораздо более мирной и регулировалась мирными средствами.

Кодекс Ур-Намму, рядом с кодексом Хаммурапи, в Стамбульском музее. Фото: Wikimedia Commons

Анализ правовых кодексов того времени, например, Кодекса Ур-Намму, который предусматривал смертную казнь за определенные преступления, также указывает на то, что наказания, как правило, не были жестокими. В большинстве случаев предпочтение отдавалось экономическим штрафам и компенсациям.

История о насилии, сопровождавшем буквально каждый шаг в древней Месопотамии, в значительной степени искажена, утверждают исследователи. Они предлагают новую модель, согласно которой власть в первых месопотамских государствах строилась на принципах сотрудничества, справедливости и соблюдения норм - гораздо более мирных, чем принято считать.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться