издается с 1879Купить журнал

Советская модель выпуска танков оказалась самой эффективной в мире

20 марта 2025

В 1940-е годы организация танкостроения позволила Советскому Союзу войти в мировые лидеры по количеству выпущенной бронетехники, но создала серьезные трудности в ходе послевоенной конверсии. К такому выводу пришел кандидат исторических наук Никита Мельников из Института истории и археологии УрО РАН.

Накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны производственная база танкопрома значительно расширилась.

Анатолий Гаранин/РИА Новости

Накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны производственная база танкопрома значительно расширилась.

В статье ученого, опубликованной в журнале "Уральский исторический вестник", рассматривается советская модель производства бронетехники в 1920-1940-е годы. Автор отмечает, в частности, что в рамках первых пятилеток танкопром СССР не мог опереться на опыт и производственную базу отечественного машиностроения.

"У конструкторов и промышленных предприятий отсутствовала возможность свободного заимствования узлов и агрегатов гражданской техники, практиковавшегося за рубежом", - пишет он.

При первой попытке запустить советское танкостроение выпуск танков был фактически ограничен одним предприятием - Сормовским заводом, при использовании минимального кооперирования. На Сормовском заводе в 1920-1921 годах пытались начать серийное производство танка "Русский Рено", созданного на основе французского Renault.

Завод сосредоточился на изготовлении большей части деталей боевой машины, а остальные комплектующие получал с других предприятий: Путиловский завод поставлял стальное литье и пушечное вооружение, Ижорский завод - детали бронекорпуса, завод АМО (ЗИЛ) - моторы.

Благодаря этой кооперации к лету 1921 года удалось собрать 15 танков, но только у 11 из них имелись пушки. Возможности завода были ограничены, поэтому попытка наладить на нем массовое производство бронетехники провалилась.

Стратегию изменили, и уже на рубеже 1920-1930-х годов удалось начать серийный выпуск танков. Для этого пришлось создать комплекс производств и наладить импорт необходимых комплектующих.

"Однако узость промышленной базы не позволила развить этот успех, - считает Никита Мельников. - Использование иностранного опыта и массовое индустриальное строительство первых пятилеток создали танкостроительную отрасль в СССР в течение 1930-х годов. Именно в этот момент были заложены основы советского танкопрома".

Вписать танковое производство в существующую систему машиностроения не удалось из-за неразвитости отечественной индустрии, поэтому пришлось создавать все технологические цепочки в танкостроении параллельно с развитием машиностроительных предприятий.

"Танкопром оказался одним из элементов гражданского машиностроения, - объясняет ученый. - Такая ориентация индустриальных баз позволила в относительно короткий срок наладить массовый выпуск отечественных танков".

Накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны производственная база танкопрома значительно расширилась за счет подключения восточных промышленных центров. Заводы полностью перестроили свою работу на выпуск продукции военного назначения. Это позволило в рекордно короткий срок нарастить изготовление бронетехники и оставаться на этом уровне вплоть до конца войны.

Сопоставимых объемов выпуска добились только США. В то же время Германия сумела выйти на такой объем производства только в середине 1944 года, когда до завершения войны в Европе оставалось меньше года.

"Созданная модель советского танкостроения, показав себя достаточно эффективной в условиях дефицита всех видов ресурсов военного времени, оказалась крайне негибкой, - к такому выводу приходит исследователь.

Отечественная промышленность столкнулась с кризисом конверсии послевоенного периода: пришлось заново перекраивать все производственные процессы и создавать новые технологические цепочки, что привело к общему сокращению промышленного производства - и военного, и гражданского".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться