издается с 1879Купить журнал

Советских летчиц прозвали "Ночными ведьмами" за бесшумную атаку

20 марта 2025

28 марта 1912 года в Москве родилась Марина Раскова - впоследствии легендарная советская летчица, одна из первых женщин - Героев Советского Союза и "крестная мать" знаменитого 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков. Служили в части только женщины, летали они по ночам на тихоходных бипланах У-2, появлялись внезапно и бесшумно, за что немцы прозвали их "Ночными ведьмами".

Быстрее, выше, дальше

Семья Расковой была музыкальной. Отец - оперный баритон, антрепренер и педагог по вокалу. Мать работала учителем в средней школе. Мария пошла было по проторенной стезе и поступила в консерваторию, но в 19 лет свернула на собственный путь, вознесший ее на вершины славы, а потом приведший к гибели.

В октябре 1931 года Раскова начала работать в аэронавигационной лаборатории военно-воздушной академии имени Жуковского и вскоре впервые поднялась в небо. В ее обязанности входила аэрофотосъемка, параллельно она освоила профессию штурмана. В 35-м Марина окончила школу пилотов в Тушино, стала инструктором по "слепым" полетам штурманской кафедры академии ВВС и преподавала штурманское дело на курсах повышения квалификации командиров РККА.

30-е годы - время моды на авиационные рекорды. Пилоты разных стран соревновались, кто полетит быстрее, выше и дальше. Вместе с Водопьяновым, Ляпидевским и Чкаловым в гонку включились советские летчицы. В качестве штурмана Раскова участвовала в нескольких рекордных перелетах на самолете АИР-12 и гидроплане МП-1.

В сентябре 1938-го она вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив женский мировой рекорд по дальности полета. До запланированной точки назначения, Комсомольска-на-Амуре их АНТ-37 "Родина" не дотянул - не хватило топлива, - и совершил вынужденную посадку на брюхо.

Перед приземлением Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом. Кабина штурмана находилась в носу самолета, во время аварийной посадки летчица могла погибнуть. С двумя плитками шоколада в кармане Марина провела в тайге 10 суток. Вскоре весь экипаж стал Героями Советского Союза, Раскова получила медаль "Золотая Звезда" № 106.

Не барышни, а летчицы

После начала войны Марина Раскова использовала свою известность и знакомство со Сталиным для создания женских боевых авиационных частей. 15 октября 1941 года по приказу Наркомата обороны в Энгельсе из выпускниц аэроклубов и летных школ Осовиахима со всей страны сформировали три женских авиаполка: 586-й истребительный на Як-1, 587-й бомбардировочный на Пе-2 и 588-й ночной бомбардировочный на У-2.

Раскова возглавила 587-й полк и погибла в январе 43-го. Командиром ночных бомбардировщиков стала старший лейтенант Евгения Бершанская, из-за чего часть порой шутливо называли "Дунькин полк". Под ее командованием полк сражался до конца войны.

От двух других женских авиаполков ночной бомбардировочный отличался тем, что до Победы оставался исключительно женским. 586-й и 587-й быстро стали смешанными, командовали там мужчины, и только в 588-м все штатные должности занимали веселые молодые девушки. Им было от 17 до 22 лет.

Женской военной формы не было, галифе и гимнастерки летчицы подгоняли сами. Позже им разрешили вне полетов носить юбки. Чтобы кирзовые сапоги не болтались на ногах, летчицы подкладывали толстые стельки, набивали в голенища простыни и газеты.

После формирования, обучения и слаживания ночные бомбардировщики перелетели в Ростовскую область и вошли в состав 218-й авиадивизии Южного фронта. Ее командир Дмитрий Попов немедленно позвонил командующему 4-1 воздушной армией Константину Вершинину.

"Товарищ командующий, докладываю: принял 112 барышень. Что я буду делать с ними?" - в голосе комдива слышалась досада. "Они не барышни, а полноценные летчицы, - ответил я полковнику. - И как и все, будут воевать с врагом. Только не посылай их сразу в пекло, постепенно вводи в строй. Запланируй им пока ознакомительные полеты к линии фронта. Пусть изучают район боевых действий, привыкают к фронтовой обстановке", - писал маршал авиации Вершинин в мемуарах.

Пару месяцев спустя комдив опять позвонил командующему:

- Сегодня был у Бершанской на партсобрании. Знаете, что они там решили? Работать так, чтобы их полк стал одним из лучших в армии!

- Вот видишь - а ты говорил "барышки". Они еще покажут, на что способны советские девчата! - ответил генерал.

Действительно, воевал 588-й полк хорошо, постоянно совершенствовал технику бомбометания и 8 февраля 1943 года стал гвардейским, получив заодно и новый номер 46.

Самолет "собери сам"

Летали советские девчата на двухместных бипланах У-2 конструкции Николая Поликарпова. За исключением двигателя и приборов, самолет состоял из фанеры и полотна. Места пилота и штурмана были открыты и ничем не защищены. Пулеметы для обороны на У-2 стали устанавливать лишь в 1944-м, до этого единственным оружием на борту были пистолеты ТТ у летчика и штурмана.

Удивляться не приходится - биплан создавался как учебный самолет. 110-сильный двигатель М-11 мог разогнать его до 120 километров в час.Также существовала сельскохозяйственная и санитарная версии. В первом случае в задней кабине устанавливалась емкость с химикатами, во втором - носилки с пациентом крепились на фюзеляж сверху. С завода самолет доставлялся в разобранном виде, в ящике, сборка ложилась на плечи заказчика.

Для военных целей У-2 приспособили, установив под крыльями держатели для бомб. Прицела не было - летчицы Бершанской придумали его сами, назвав ППР (Проще Пареной Репы). В ткани, обтягивающей правое крыло, прорезали щель длиной 40 см. Под ней перпендикулярно к борту укрепили штырь, его кончик смазали светящимся в темноте составом. Ночью штурман через щель и штырь умудрялся точно класть бомбы в цель.

Полет валькирий

Тихоходный, неповоротливый и беззащитный биплан обладал важным преимуществом - он был незаметен. Летали У-2 на минимальной высоте, над верхушками деревьев - чтобы не попасть в поле зрения зенитных батарей. Перед атакой выключали двигатели и планировали на цель практически бесшумно, как совы. Немцы внизу слышали лишь легкий шелест, с которым воздух обтекал полотняные крылья. Звук напоминал шорох метлы и гитлеровцы прозвали бомбардировщики "Ночными ведьмами".

"Эти самолеты не дают нам жить! Мы не можем развести огонь ни в костре, ни в печке. У-2 сразу замечают огонь и сбрасывают бомбы. Чтобы избежать потерь, мы вынуждены всю ночь сидеть в траншеях", - жаловались солдаты вермахта.

Экипажи выполняли по 10-12 вылетов за ночь. Перерывы между ними составляли 5-8 минут, необходимых для подвески боеприпасов. К рассвету девушки выматывались настолько, что выбираться из кабин им помогали техники. Чтобы взять несколько лишних бомб, летчицы не надевали парашютов. Да и высота у них была такая, что парашют не спасал.

Во время высадки морского десанта в Керчи 46-й авиаполк доставлял ему боеприпасы и продовольствие. Погода стояла нелетная, но все до одной девушки вызвались работать добровольно. К занятой десантниками узкой полоске крымского берега они подходили на высоте 50 метров, а перед сбросом еще снижались.

На снабжении работал не только 46-й полк, но внизу всегда знали, кто привез подарки. Потому что летчики-мужчины сбрасывали груз молча, а девушки кричали что-нибудь ободряющее.

Когда фашистов выгнали из Керчи, в расположение полка приехал старшина морской пехоты и поинтересовался: "Кто это нам с неба полундра кричал? Картошку прямо в котел сбросила, вот это снайпер!" Работал тогда экипаж Евгении Жигуленко и ее штурмана Мери Адвидзба.

Во время битвы за Севастополь летчицам поручили вывести из строя немецкие аэродромы. Они хорошо охранялись, днем к ним было не подобраться. Бесшумные У-2 крались мимо зенитных батарей и бомбили взлетно-посадочные полосы, делая их непригодными для использования.

Несмотря на появление у немцев ночных истребителей с радарами, "Ночные ведьмы" летали до конца войны. Они помогали освобождать Белоруссию и Польшу, бомбили гитлеровцев в Восточной Пруссии и на Одере.

За освобождение Таманского полуострова полк получил почетное наименование "Таманский", за доблесть и мужество, проявленные в боях за Феодосию - орден Красного Знамени. Работа при освобождении польского города Кевзлин добавила орден Суворова - редкую награду, предназначенную для генералов и маршалов.

"Ночные ведьмы" получили 21 благодарность Верховного Главнокомандующего. 23 летчицы 46-го авиаполка стали Героями Советского Союза.

Боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолетов. Еще несколько человек погибли от аварий и болезней. Хотя сбивали У-2 за линией фронта, ни одна летчица не числится пропавшей без вести. После войны комиссар "Ночных ведьм" Евдокия Радкевич на собранные полком деньги объехала места гибели всех экипажей и разыскала их могилы.

Горький конец

Две летчицы полка: Евдокия Никулина и Мария Смирнова, - из Подольска. Никулина доросла до командира эскадрильи, стала Героем Советского Союза. В 1943 году ей вручили редкий орден Александра Невского - единственную награду, перекочевавшую из царской армии в советскую, а потом и в российскую. Ее вручают за особые заслуги.

На вечерах самодеятельности 26-летняя гвардии майор лихо отбивала чечетку, пока не ранили в ногу. Тогда летчицы узнали, что их командир прекрасно поет.

После войны Евдокия Андреевна поселилась в Ростове-на-Дону, который защищала. Работала пилотом в аэропорту, потом в горкоме партии. Осенью 1992 года к ней в дом обманом проник незнакомец - представился журналистом. Он оглушил 75-летнюю женщину ударом по голове и унес все ценное, включая боевые награды - в семье остался лишь орден Красной Звезды, который нападавший обронил в спешке.

Никулина попала в больницу и в марте умерла. Преступление не раскрыто до сих пор. Похищенные награды - в том числе медаль "Золотая Звезда" № 4741, - не найдены.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться