В ночь на 22 марта 1979 года грузовой самолетТу-134А латвийского подразделения "Аэрофлота" разбился при посадке в аэропорту Лиепаи. Погибли четыре члена экипажа, бортмеханик Юрий Степанов выжил.

Wikimedia commons
Кабина Ту-143 уцелела - это спасло бортмеханика. Остальные четыре члена экипажа погибли.
Самолет с бортовым номером СССР-65031 был выпущен в Харькове в 1975 году и передан в Рижский авиаотряд. Первоначально лайнер выполнял пассажирские рейсы, а затем его переоборудовали в грузовой.
Поскольку техрегламентов на подобную переделку не существовало, из салона просто убрали кресла. Грузовой люк не сделали, что стало одной из причин катастрофы.
В ночь на 22 марта Ту-134 выполнял рейс из Омска в Лиепаю с дозаправкой в Горьком. Самолет вез восемь тонн комплектующих для радиозавода "Коммутатор".
Грузового люка не было и ящики с электроникой заносили через переднюю пассажирскую дверь. Чтобы облегчить себе работу, грузчики легкие ящики разместили в хвосте, а тяжелые - у выхода, нарушив центровку.
Расследование аварии установило, что взвешивание при погрузке не производилось, центровочный график не составлялся. Тем не менее до Лиепаи долетели без происшествий.
В 00:53 на подходе к аэропорту экипаж принял сводку погоды: мокрый снег, вертикальная видимость 100 м, ветер 12 метров в секунду порывами до 16. Условия соответствовали погодному минимуму самолета, но превышали минимум посадочной площадки. Диспетчер должен был отправить лайнер на запасной аэродром, но не сделал этого.
Самолет выпустил закрылки и сразу начал снижение. Из-за нарушения центровки Ту-134 выровнялся в горизонтальном полете на высоте 310 метров и скорости 265 км/ч - то есть вошел в глиссаду с опозданием. К тому же перегруженный лайнер под порывами ветра постоянно раскачивало влево-вправо и вверх-вниз.
Радиомаяк дальнего привода - он расположен в 4000 метрах от торца полосы, - самолет прошел в облаках на высоте 180 метров, правее и ниже глиссады.
На высоте принятия решения (80 метров) летчики не стали уходить на второй круг, хотя землю не видели. Вместо этого она направили лайнер левее, вертикальная скорость при этом достигла 8 метров в секунду.
Снизившись до 60 метров, экипаж все же принял решение уходить на второй круг, но перегруженный самолет слушался штурвала неохотно.
В полутора километрах от торца полосы и на 155 метров правее ее оси, на высоте 12 метров над землей Ту-134 врезался в деревья, повредив левое крыло.
От удара самолет развернуло влево, он пересек ось ВПП с левым креном и в 00:57 врезался в двухметровую железнодорожную насыпь. Лайнер разрушился и сгорел.
Расследовавшая аварию комиссия назвала непосредственной причиной катастрофы ошибку экипажа, выполнявшего посадку при погоде ниже аэродромного минимума. Сопутствующими причинами стали неправильная загрузка самолета, а также плохое метеообеспечение аэропорта.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем