издается с 1879Купить журнал

Усадьбы со львом и грифонами взяли под особую охрану в Москве

28 марта 2025

В центре Москвы два уникальных здания XIX века официально получили статус памятников архитектуры регионального значения. Теперь они защищены государством и внесены в реестр объектов культурного наследия, сообщает сайт столичной мэрии.

Барельефы грифонов над главным входом в усадьбе на Сущевской улице.

mos.ru

Барельефы грифонов над главным входом в усадьбе на Сущевской улице.

Это усадьбы по адресам: Староконюшенный переулок, дом 2 (строения 1, 2 и 3), Сущевская улица, дом 14 (строение 2), а также жилой флигель усадьбы К.А. Мейера на переулке Чернышевского, дом 4 (строение 2).

Главный усадебный дом в Староконюшенном переулке был построен в первой половине XIX века в стиле ампир. Пожар 1812 года практически уничтожил деревянные постройки в этом районе, но уже к 1822 году территория начала активно застраиваться. Землю приобрела дочь коллежского асессора Ирина Кроткова, и вскоре здесь появился новый усадебный дом.

Новый виток в жизни усадьбы начался в 1880-х годах, когда ее купил французский подданный Петр Виллуан. Он поручил архитектору Константину Андрееву перестроить главный дом и северный флигель. Тогда же появился южный флигель и новая ограда. Именно тогда фасад украсила эффектная лепнина с массивным картушем и львиной маской, сохранившаяся до наших дней.

В конце XIX века усадьба стала собственностью купеческой семьи Гандуриных. Алексей Михайлович Гандурин жил здесь с женой Верой Александровной Бахрушиной, сестрой известного мецената Алексея Бахрушина. После революции 1917 года усадьбу национализировали, разместив в ней коммунальные квартиры, которые расселили лишь в 1982 году. Позже, в 1990-х, особняк принадлежал Союзу художников России. Сегодня главный дом и южный флигель находятся в частной собственности, а северный флигель по-прежнему управляется Союзом художников.

Особняк на Сущевской улице - ещё один памятник архитектуры XIX века. Его строили по проектам архитекторов Льва Даля и Адольфа Эрихсона. В 1877 году здание приобрел Николай Боголюбов, представлявший интересы своего брата, художника и коллекционера Алексея Боголюбова.

В 1888 году особняк перешел к художнику Николаю Третьякову - сыну Сергея Третьякова, одного из основателей Третьяковской галереи. Архитектор Эрихсон добавил к старому дому каменную парадную пристройку в стиле модерн и ограду.

После революции здесь разместился Сущевско-Марьинский клуб рабочих, а в 1919 году открылась библиотека, позже названная в честь Алексея Боголюбова. В ее фондах хранятся уникальные книги по истории музыки, нотные альбомы XIX - начала XX века и редкие грампластинки. Недавно завершившаяся реставрация вернула зданию исторический облик - барельефы, дубовый паркет и лепные украшения.

Флигель усадьбы К.А. Мейера в переулке Чернышевского построили в 1894 году по проекту Максима Геппенера. Первоначально это было хозяйственное здание, но спустя десять лет его перестроили под жилое, добавив второй этаж с башней и оформив в стиле модерн.

В начале XX века флигель стал местом встреч Суриковского литературно-музыкального кружка, где бывали писатели и музыканты, в том числе Сергей Есенин. Считается, что здесь располагалось литературное кафе, организованное женой Мейера, Адель. Сейчас в здании находится "Есенин-центр" - филиал Московского государственного музея С.А. Есенина.

За последние 14 лет в Москве статус памятников архитектуры получили более 700 объектов.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться