издается с 1879Купить журнал

В готовом к реконструкции доме Демидова открыта выставка "Будущее воспоминаний"

31 марта 2025

История дома Демидова на Новой Басманной, 26 началась еще в конце XVIII века. Никита Демидов-младший был несметно богат. В наследство от отца Никиты Никитича Демидова-старшего он получил уральские металлургические заводы, Каслинский и Кыштымский, в Исетской провинции сам основал еще пару чугуноплавильных предприятий.

Строительная сетка скрыта инсталляцией Антона Чумака "Основание"

Екатерина Якушева

Строительная сетка скрыта инсталляцией Антона Чумака "Основание"

В 1780-1790 годах Демидов-младший построил по красной линии Новой Басманной улицы большой каменный дом-дворец с двумя флигелями в классическом екатерининском стиле. До сих пор некоторые исследователи считают автором проекта дома Демидова знаменитого зодчего Москвы Матвея Казакова, но никаких документальных подтверждений этому найдено не было. Скорее всего, имя подлинного автора дома безвозвратно утрачено.

Долго жить в роскошном доме-дворце Демидову не довелось. Знаменитого промышленника не стало в 1804 году. После его смерти дом на Новой Басманной приобрел вельможа, шталмейстер, а затем и действительный камергер князь Михаил Петрович Голицын. Но в истории особняк все равно остался домом Демидова.

Особо не отличившись на служебном поприще, знатный вельможа вышел в отставку и жил в Москве, а также в подмосковной усадьбе Пехра-Яковлевское. После пожара 1812 года дом Голицына на Новой Басманной получил эпитет "несгораемого" - мощному кирпичному фасаду здания удалось уцелеть, в отличие от множества его деревянных "соседей".

Михаил Петрович Голицын был увлеченным коллекционером. Он собирал античные скульптуры, редкие издания и рукописи, а также полотна известных живописцев. Скупал вещи на аукционах, где распродавались собрания московской знати. Особую страсть князь питал к работам художников фламандской школы: Питера Рубенса, Давида Тенирса, Якоба ван Рейсдала. В числе ценнейших рукописей в собрании Голицына был "Молитвенник св. Людовика". Эту реликвию, по просьбе французского двора, Михаил Петрович вернул в королевское собрание. В знак благодарности Людовик XVIII отослал в Москву две огромные севрские вазы.

Фото: Екатерина Якушева

Всю свою обширную коллекцию Голицын хранил в новоприобретенном доме. Его современники называли особняк "малым московским Эрмитажем". Голицын даже успел издать каталог своего собрания на французском языке, прежде чем разорился в конце 1820-х годов. Картины, книги, скульптуры ушли с молотка.

В 1831 году Михаил Петрович был вынужден расстаться и с домом, содержать который ему было уже не по средствам. Через пару лет здание приобрел "Попечительный совет о заведениях общественного призрения" для Сиротского дома, в котором обучались осиротевшие мальчики 6-8 лет из дворянских, обер-офицерских, купеческих и мещанских семей.

Перестройка особняка была доверена академику архитектуры Давиду Ивановичу Висконти. Не только был выстроен дошедший до нас новый парадный вестибюль, но и к бывшему княжескому дворцу для удобства воспитанников Сиротского дома была пристроена домовая церковь. Ее освятили во имя Успения святой Анны праведной, в честь матери главного попечителя Сиротского дома князя Дмитрия Михайловича Львова.

Сохранившиеся печные заслонки, возможно выполненные на Демидовском заводе
Сохранившиеся печные заслонки, возможно выполненные на Демидовском заводе Фото: Екатерина Якушева

Воспитанников приюта готовили для работы в Биржевом комитете в качестве инженеров-землемеров. Но некоторые из них прославились в совершенно других областях. Например, Иван Забелин - историк, археолог, почетный член Петербургской Академии Наук, создатель Российского Исторического Музея, а также создатель проекта здания Исторического музея, архитектор Владимир Шервуд.

Затем, в 1876 году в доме Демидова была оборудована Басманная больница для чернорабочих. Одна из крупнейших в Москве, рассчитанная на 660 коек. Ее главным врачом назначили доктора медицины Петра Федорова. Во время перестройки сохранились сводчатые залы нижнего этажа и вестибюль с парными дорическими колоннами, но большинство помещений было переоборудовано под нужды больницы.

В годы Великой Отечественной войны, когда главный военный госпиталь Бурденко был эвакуирован, его заменила Басманная больница. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде: "В этой больнице с первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии".

В оригинальной кирпичной кладке дома сохранились кирпичи с клеймами
В оригинальной кирпичной кладке дома сохранились кирпичи с клеймами Фото: Екатерина Якушева

Басманная больница, ставшая со временем 6-й городской больницей, продолжала принимать пациентов вплоть до 2015 года. Тогда она была закрыта как нерентабельное медучреждение - здание, объект культурного наследия федерального значения, опустело.

И оставалось таким безжизненным, отрезанным от всех коммуникаций целых девять лет, вплоть до декабря прошлого года. Тогда в стенах старинного особняка, практически полностью очищенных от всех слоев штукатурки и готовых принять долгожданную реставрацию, открылась выставка на стыке истории и современности с интригующим названием "Будущее воспоминаний". На ней инсталляции современных художников органично вплетены в "исторические слои" дома. И это неудивительно, ведь многие работы были выполнены специально для этой выставки, специально для дома Демидова.

Например, посетители экспозиции увидят в помещении бывшей домовой церкви Успения Анны, переоборудованной под медицинскую лабораторию Басманной больницы, инсталляцию под названием "Кристаллы времени". Арт-объект как будто связывает эти, казалось бы, никак не связанные между собой, противоречивые страницы истории особняка.

Помещение домовой церкви, переделанное под лабораторию
Помещение домовой церкви, переделанное под лабораторию Фото: Екатерина Якушева

А стены парадного вестибюля с колоннами, на которых еще сохранилась потрескавшаяся штукатурка небесно-голубого цвета, украшены деревянными голландскими портретами в технике "топоропись". Это современная отсылка к любимым князем Голицыным художникам фламандской школы. Такие аллюзии можно найти буквально в каждом помещении, отведенным под выставку. К сожалению, из трех этажей зрителям доступен лишь первый. На второй и третий этажи, где расположены узкие помещения бывших больничных палат, ведет потайная лестница.

Дом Демидова через пару месяцев ждет глобальная реставрация. Каким будет здание после нее, наверняка неизвестно. Но одно можно сказать точно: таким, как сейчас особняк уже никогда не будет. И в этой хрупкости его бытия, своеобразном "транзитном" состоянии есть особое трепетное очарование, неповторимая ускользающая красота.

Прикоснуться к подлинным стенам дома Демидова и увидеть его исторический облик в последний раз можно до 31 мая 2025 года. Для этого достаточно зарегистрироваться и приобрести бесплатный билет на официальном сайте выставки.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться