110 лет назад, 2 апреля 1915 года французский пилот Адольф Пегу одержал пятую победу в воздушном бою и стал первым в истории летчиком-асом. Самого термина тогда еще не существовало, поэтому Пегу провозгласили "королем неба" (le Roi du Ciel). Зато благодаря ему само слово "ас" имеет французское происхождение.
Будущий летчик родился в 1889 году в городке Монферра провинции Изер. Отец его был фермером, но бесстрашного мальчика приключения влекли сильнее, чем работа на земле, и в 14 лет он отправился искать счастья в Париже.
Дождавшись 18-летия, Адольф записался добровольцем в армию и отправился на усмирение мятежных племен Северной Африки. Участвовал в нескольких кампаниях, в 1908 году заболел болотной лихорадкой и вернулся во Францию. Болел тяжело и долго, вылечился только через год и был направлен в артиллерийский полк, защищавший военно-морскую базу в Тулоне.
Мир
Там Пегу познакомился с пионером авиации, военным летчиком Луи Карленом, они подружились. В октябре 1911 года Луи взял приятеля в полет в качестве пассажира и судьба Пегу определилась - 22-летний юноша заболел небом. На следующий год он добился перевода в авиацию и стал механиком Карлена. Вместе они участвовали в маневрах французской армии.
Демобилизовавшись по окончании контракта, Адольф немедленно записался на курсы летчиков, через несколько дней сдал экзамен и получил "бреве", пилотское удостоверение Аэроклуба Франции за № 1243. Столь стремительное обучение объясняется хорошим знанием матчасти и приемов управления аэропланом, полученным во время работы с Карленом.
Пегу стал работать испытателем и инструктором у авиаконструктора Луи Блерио, одновременно разъезжая по миру с показательными полетами. 13 мая 1913 года он поднял в воздух короля Испании Альфонсо XIII. 19 августа совершил первый во Франции прыжок с парашютом. Во время прыжка летчику пришла в голову идея выполнения мертвой петли. Реализовал задумку он 21 сентября - через 12 дней после Петра Нестерова.
"К сожалению, мои дальнейшие фигурные полеты были запрещены французским правительством. Тогда я отправился в Англию, где приступил в совершению мертвых петель. Так началась моя карьера петлиста", - записал Пегу в своем дневнике.
В мае 1914 году летчик побывал в Москве, вертел мертвые петли перед публикой на Ходынском поле и дал урок пилотирования будущему авиаконструктору Александру Архангельскому. Пегу встретился с Нестеровым и выказал ему свое уважение, 18 мая оба пилота и Николай Жуковский выступили в Политехническом музее.
"Король воздуха" в Москве. Известный французский авиатор Пегу, сделавший в прошлом году в августе безумный прыжок с аэроплана на парашюте и вслед за тем мертвую петлю, после петербургских гастролей появился на московском аэродроме. Выступление "короля воздуха", как называют Пегу, так заинтересовало Москву, что на его полетах присутствовало до 300 тысяч человек. Пегу, действительно, показал ряд воздушных трюков, которым приходится удивляться. Кувыркание в воздухе для него - забава, а мертвая петля - пустячное дело. Он их делает подряд десятками. Мало того, он вылезает из гондолы и летит стоя. Это уже совершенно невероятный трюк, сделанный только Пегу - и то в первый раз в Москве. За два дня полетов Пегу Москва принесла свою дань в 24000 руб., из коих московскому воздухоплавательному обществу осталось лишь 2 тыс. с небольшим. Остальные деньги пошли в карман Пегу и его антрепренеров", - писал иллюстрированный журнал "Искры" .
Одним из захватывающих дух трюков был полет вниз головой. На крыльях аэроплана огромными буквами была написана фамилия летчика, Pegoud.
Война
С началом Первой Мировой войны Адольфа Пегу вызвали из резерва и передали в распоряжение штаба 3-й армии. Здесь Пегу начал выполнять разведывательные полеты. Его механиком и помощником становится рядовой Леон Лерандю - такой же энтузиаст авиации, каким сам Адольф был у Карлена.
2 сентября 1914 года самолет Пегу впервые попал под вражеский огонь, но отделался пробоинами в крыльях. В конце сентября вдобавок к разведке экипаж Пегу-Лерандю стал выполнять стрелометание. 1 октября они сбили немецкий привязной аэростат.
9 октября летчика впервые упомянули в приказе по армии: "...С начала кампании продемонстрировал исключительные качества. Смел и хладнокровен, особенно при выполнении заданий. Его самолет был трижды изрешечен снарядами". Через две недели Адольфа Пегу произвели в капралы.
В ноябре на французских самолетах стали устанавливать пулеметы Гочкисса. Пегу вооружил свой "Морис Фарман" одним из первых и 25 ноября применил пулемет в бою с немецким аэропланом. После нескольких выстрелов "Гочкисс" заело, но Адольф продолжал демонстративно атаковать и обратил противника в бегство. Преследованию помешали неполадки в двигателе.
27 декабря француз выполнил первый полет на бомбардировку. Несмотря на плотный зенитный огонь, Пегу точно сбросил восемь бомб. Это тоже можно считать воздушной победой, так как целью был привязной аэростат.
5 февраля 2015 года Пегу и Лерандю совершили очередной полет - как сказано в приказе: "на разведку местности и расчистку воздуха". Следуя по маршруту, экипаж заметил немецкий аэроплан типа "Таубе" и сбили его. Следом появилась пара бипланов "Авиатик". Пегу сблизился с противником, Лерандю открыл огонь. После нескольких попаданий немец вышел из боя пикированием. Французы вновь набрали высоту и атаковали второй биплан, вынудив его совершить посадку.
Слава
Адольфа Пегу представили к Военной медали. В приказе о награждении сказано: "...несколько раз преследовал самолеты противника. 5 февраля атаковал и сбил моноплан.Почти сразу же после этого настиг два биплана, последовательно сбил первый и вынудил приземлиться второй".
6 февраля летчику выдали новый самолет, более скоростной и маневренный "Моран Солнье" - тоже вооруженный пулеметом Гочкисса. На нем Пегу провел второй успешный воздушный бой. 2 апреля он встретил два немецких самолета, занимавшихся разведкой в ближнем тылу союзников. Первый биплан предпочел в бой не вступать и ушел со снижением под защиту своих зениток. Второй был сбит.
За этот бой 26-летний Адольф получил два новых звания: прапорщика и аса. На земле его восторженно встретили товарищи и повесили на пропеллер аэроплана лавровый венок.
Летом 2015 года на фронте появились первые бипланы "Ньюпор-10", обладавшие намного лучшими летными характеристиками, чем предыдущие модели. Наблюдатель в них размещался перед пилотом - предполагалось, что во время атаки он встанет и будет стрелять из пулемета, закрепленного на верхнем крыле, где для этого имелся вырез. На Пегу предпочел оставить механика на земле и стрелять сам. Пулемет он для этого установил в вырезе крыла в положении вперед-вверх, чтобы не прострелить собственный пропеллер.
11 июля Пегу записал в дневнике: "Был замечен "Авиатик". Вылетел на перехват и вскоре нашел его. Попытался ложными атаками загнать на нашу сторону, но безуспешно - он продолжал полет вдоль траншей. Тогда я спикировал и зашел под него. Немецкий стрелок открыл огонь, но ему мешал собственный фюзеляж. Держался под ним, повторяя все маневры. Потом задрал нос и с расстояния в 50 метров открыл огонь, целясь в точку чуть позади мотора. После 10-го выстрела "бош" опустил нос, пламя пошло по фюзеляжу".
Через три дня французскому летчику присвоили первое офицерское звание, су-лейтенанта.
Смерть
28 августа во время очередного полета Адольф заметил немецкий разведывательный аэроплан и немедленно атаковал. Но неприятельский стрелок встретил его меткой очередью, пробив бензобак. Пегу был вынужден уже сам спасаться пикированием, на высоте 400 метров под плотным огнем с земли он пересек линию траншей и благополучно посадил поврежденный "Ньюпор".
Несмотря на неудачу, французское правительство произвело летчика в рыцари Почетного Легиона. "Су-лейтенант эскадрильи "MS 49", дух и отвага которого выше всяческих похвал, проявил себя опытным пилотом. Во время воздушной дуэли, его самолет был изрешечен пулями. Вынужденный приземлиться, Пегу принял все меры для спасения своего аппарата, несмотря на интенсивный огонь немецких батарей", - записано в официальном журнале ордена.
31 августа в 08:30 над линией фронта был замечен немецкий разведчик. Дежуривший на аэродроме Адольф Пегу взлетел по тревоге. С земли видели, как он атаковал неприятеля и выпустил несколько длинных очередей. Затем отошел в сторону - видимо, для перезарядки пулемета, - и атаковал снова. Внезапно французский самолет перешел в пике и врезался в землю рядом с расположением одного из пехотных полков.
После осмотра тела стало ясно, что летчик погиб в воздухе - немецкая пуля попала точно в сердце. Известие о гибели французского аса быстро распространилось по обе стороны фронта. На следующий день немецкий аэроплан пролетел над местом боя и сбросил траурный венок с надписью "Почести летчику Пегу, павшему в бою за Родину, от противника". Сбил Адольфа немецкий капрал польского происхождения Отто Кандульский. Он был учеником Пегу в летной школе "Блерио".
Летчика похоронили 3 сентября на кладбище деревни Пети-Круа, рядом с которой он погиб. Пегу завернули в саван из полотна его самолета, в гроб положили талисман - плюшевого пингвина, с которым пилот не расставался в полетах. Вместе с множеством других венков на могилу лег и немецкий.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем