Результаты исследования архивных документов о продовольственном обеспечении деятелей искусств в период блокады Ленинграда опубликовал журнал "Отечественные архивы".

Анатолий Гаранин/РИА Новости
Концерт пианиста Владимира Сафроницкого в концертном зале театра имени Пушкина в блокадном Ленинграде.
Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского научного фонда, руководил им д.и.н. Михаил Ходяков из Санкт-Петербургского государственного университета. В научной работе анализируются аспекты продовольственного обеспечения гражданского населения блокадного Ленинграда, а именно различных категорий ленинградцев. В частности, практически впервые поднята тема продовольственного обеспечения деятелей искусств.
Любопытные документы были найдены в фондах партийных, советских и профсоюзных органов, а также в коллекции материалов Продовольственной комиссии Военного совета Ленинградского фронта. Почти все они хранятся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга.
В годы блокады количество учреждений культуры в Ленинграде резко сократилось, но культурная жизнь не прерывалась, отмечено в исследовании. Например, из отчета Управления по делам искусств за 1941 год следует, что из-за "нераспорядительности директоров эвакуированных учреждений" большая часть работников культуры осталась в Ленинграде.
К концу 1941 году их численность только в местных театрах оценивалась в 1061 человек. В апреле 1942 года все музеи, сады и кинотеатры перешли в подчинение Управления по делам искусств, и на август 1942 года количество деятелей культуры составило 5280 человек.
Нормы снабжения продуктами каждого человека зависели от важности для обороны его сферы деятельности. А для деятелей культуры важную роль играло еще и наличие званий и премий, принадлежность к определенному учреждению, творческой организации или объединению. Но работники городских музеев, садов, парков, киностудий, кинопроката и кинотеатров, в отличие от артистов или членов творческих союзов, привилегий не имели.
Документы говорят о том, что руководители учреждений культуры и творческих союзов обращались в партийные и советские органы, чтобы облегчить жизнь своих сотрудников в условиях блокады. Например, в докладной записке в Ленинградский горком ВКП(б) в августе 1941 года председатель правления Ленинградского союза советских художников Манизер предлагал "выдавать продовольственные и промтоварные карточки художникам наравне со служащими".
В декабре 1941 года и.о. начальника Управления по делам искусств Рачинский просил Ленгорисполком организовать "столовую повышенного типа" для художников, архитекторов и скульпторов (всего 120 человек), так как их деятельность "имеет большое агитационное значение благодаря злободневности тем, затрагиваемых в их работах".
Кстати, члены творческих союзов, создававшие произведения на героико-патриотическую тематику, входили во все списки на продовольственное снабжение. "Правда, композиторов пришлось "приписывать" к столовым для писателей и художников, так как Дома композиторов не имелось, и лишь к весне 1942 года после организации специализированной столовой проблема была решена", - отмечено в научной работе.
В октябре 1941 года большинство деятелей искусства просили, чтобы их приравняли к получающим карточки по группе рабочих и наделили некоторым преимуществом в общественном питании. И такое преимущество по специальным разрешениям предоставили - народным и заслуженным артистам, заслуженным деятелям искусств, видным художникам, писателям и профессорам, общая численность которых на декабрь 1941 года составляла 1263 человека.
Также Управление по делам искусств через Ленгорисполком получило разрешение на выдачу продовольственных карточек 1-й категории ведущим композиторам, художникам, артистам и музыкантам, а ряду ведущих творческих работников оказали единовременную помощь в виде выдачи дополнительного продовольствия.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем